В этой статье предлагается описание несложного охранного устройства для отечественного легкового автомобиля, построенное на трех логических микросхемах K561J1E5 и одном операционном усилителе КР140УД608. Схема очень стабильная и проработанная на практике (собрано несколько таких автосторожей), легко налаживается и при условии, что используются исправные детали, работоспособна уже при первом же включении питания.
На месте диода VD6 желательно все же использовать КД226, а не КД209. Или включить вместе него две штуки КД209 параллельно и однонаправленно (так и было сделано после того как было замечено существенное нагревание диода во время работы светозвуковой сигнализации). Диод VD6 можно и исключить, если вы на 100% уверены, что не ошибетесь в подключении к бортовой сети. Диоды КД521 можно заменить практически любыми (КД105, КД103, КД102, КД503, КД522, КД209 и т.д.). Светодиод годится любой доступный, излучающий в видимом спектре. Геркон - малогабаритный КЭМ-2. Сойдет любой другой с замыкающей группой. Реле - автомобильные реле звукового сигнала. Номиналы всех конденсаторов могут иметь значительные отличия от обозначенных на схеме, но нужно учитывать, что это может привести к таком же изменению временных характеристик схемы и потребовать подбора соответствующих резисторов. Практически все детали (кроме светодиода, тумблера и геркона) монтируются на печатной плате с одностронним расположением печатных дорожек. Плата изготовлена следующим способом. На заготовке из стеклотекстолита со стороны фольги намечены все отверстия и просверлены. Затем, фольга зашкурена «нулевкой». После, печатные до рожки прорисованы перманентным маркером черного цвета. Затем, плата протравлена в растворе хлорного железа. После, чернила смыты спиртом (или одеколоном). На схеме печатной платы обозначено только положение печатных дорожек, не учитывая их толщины и диаметра отверстий.
|