Проблема охраны автомобиля от ограбления или угона в наши дни стоит наиболее остро. Предлагаемые на рынке автосигнализации средней ценовой категории (производство Индии, Катая, Турции) не всегда способны надежно выполнять возложенные на них функции.
Многие из них не имеют блокиратора от запуска двигателя и развитой системы датчиков. Применение же дорогих, но эффективных, охранных устройств не всегда уместно, особенно если речь идет о недорогом отечественном автомобиле.
Необходимая логика работы входов обеспечивается диодами VD1-VD10. Например, при открывании двери водителя ("ДВ") открываются диоды VD1 и VD2, что приводит к включению канала блокировки капота (D1.1) и канала сигнализации с задержкой (D1.2). При попытке включения зажигания открываются диоды VD8-VD10, что приводит к включению канала блокировки капота (D1.1) и канала сигнализации без задержки и блокировки зажигания (D1.3).
Таким образом, срабатывания датчиков приводят к установке одного или нескольких триггеров микросхемы D1 в единичное положение. В результате открываются один или несколько диодов из VD11-VD13, на вход R D4 поступает ноль и счетчик D4 начинает считать импульсы, поступающие на его вход С от тактового мультивибратора на D2.1 D2.4. Включенный триггер (или триггеры) остается в единичном состоянии до тех пор, пока D4 считает до 32-х. Затем он (они), если больше датчики не срабатывают, возвращается в исходное нулевое состояние.
Включением звуковой сигнализации управляет элемент D2.2. При подаче на его вывод 6 нуля он пропускает импульсы от тактового мультивибратора на транзисторный ключ VT8 VT10. Если включается триггер D1.2, то через 3 секунды после этого, на выходе D3.5 устанавливается единица, что приводит к открыванию диода VD14 и появлению на выходе D3.3 нуля.
В результате, через 3 секунды после включения D1.2, включается сигнализации, прерывающаяся с частотой 2 Гц. Если включается триггер D1.3 диод VD15 открывается без задержки, и нуль с выхода D3.3 включает сигнализацию.
Выдержку времени после включения питания устанавливает RC-цепь С2 R23. В течении времени, пока С2 заряжается через R23 триггеры принудительно удерживаются в нулевом состоянии, а тактовый мультивибратор D2.1 D2.4 блокируется. При этом на его выходе присутствует единица, что вызывает постоянное свечение светодиода, подключенного в коллекторной цепи VT5 (светодиод VH1). При окончании зарядки С2 автосторож переходит в режим охраны, мультивибратор запускается, и светодиод начинает мигать с частотой 2 Гц.
Микросхемы К561 рассчитаны на максимальное напряжение питания 15 В, однако, в зимнее время, напряжение автомобильной аккумуляторной батареи, наряду с потерей емкости, может подниматься до 15В и более, а сами микросхемы, как показывает практика, при температуре ниже -30°С, приобретают склонность к выходу из строя при напряжении питания, близком к максимальному.
Чтобы исключить их повреждение в схеме имеется параметрический стабилизатор на VD16 и R13, ограничивающий напряжение питания на уровне 12-13В.
В качестве реле для включения запора капота, блокировки зажигания, и для управления дополнительным клаксоном (если такой установлен) наиболее подходят реле звукового сигнала типа 3747-10, применяемые во всех отечественных переднеприводных автомобилях и в некоторых классических.