Проблема охраны автомобиля от ограбления или угона в наши дни стоит наиболее остро. Предлагаемые на рынке автосигнализации средней ценовой категории (производство Индии, Катая, Турции) не всегда способны надежно выполнять возложенные на них функции.
Многие из них не имеют блокиратора от запуска двигателя и развитой системы датчиков. Применение же дорогих, но эффективных, охранных устройств не всегда уместно, особенно если речь идет о недорогом отечественном автомобиле.
Для блокировки зажигания используется реле, подключенное к выходу "Б.ЗАЖ". Реле такое же как реле звукового сигнала автомобиля, но его замыкающие контакты включены параллельно контактам прерывателя "трамблера" (подключение к выводу "П" катушки зажигания). При включении блокировки эти контакты замыкаются и искрообразование становится невозможным.
Обычно, в таком случае используют реле, которое своими контактами размыкает питание системы зажигания, но такой метод блокировки широко применяется и известен "специалистам". В данном случае, питание системы зажигания не прекращается и, с первого раза, разгадать в чем причина отсутствия искры почти не возможно. Следует заметить, что такой способ блокировки не пригоден для электронной системы зажигания (катушка зажигания перегреется и сгорит).
Рис. 2
В автостороже используется цифровой трехканальный одновибратор, формирующий временные интервалы. На рисунке 2 показана его упрощенная схема на один канал. В исходном состоянии триггер D1 в нуле, нуль с его выхода инвертируется элементом D3.1 и на вход R счетчика D4 поступает единица. Таким образом счетчик зафиксирован в нулевом положении и не реагирует на импульсы тактового генератора, поступающие на его вход С. При поступлении сигнала от датчика на вход S D1 поступает единица (или единичный импульс). D1 переходит в единичное состояние.
Единица с его выхода инвертируется инвертором D3.1 и на вход R счетчика D4 подается ноль. Счетчик начинает считать импульсы, поступающие от тактового генератора. Как только на его вход поступит 32-й импульс, на выходе D4 появится единица, которая вернет схему в исходное положение. Таким образом, на выходе D1 формируется положительный импульс, длительность которого равна 32-м периодам тактового генератора (16 секунд).
Рис. 3
Принципиальная схема автосторожа показана на рисунке 3. Три канала построены на трех триггерах микросхемы D1 (К561ТР2). Канал на D 1.1 управляет блокиратором капота (ключ на транзисторах VT6 и VT9), канал на D1.2 управляет звуковой сигнализацией с задержкой в три секунды, которая создается RC-цепью R18 С3. Последний канал на D1.3 управляет сигнализацией без задержки и блокировкой зажигания.
На входах включены четыре буферных каскада на транзисторах VT1-VT4, роль которых состоит в том, чтобы защитить входы микросхемы D1 от выхода из строя из-за подачи на её входы напряжений, выше уровня напряжения питания или подачи входных напряжений при отсутствии питания (когда сторож выключен). Кроме того эти каскады выполняют роль инверторов.