Имеющиеся в широкой продаже автомобильные часы на жидких кристаллах китайского производства, не всегда удовлетворяют специфическим "автомобильным" требованиям: жидкокристаллический дисплей темнеет летом при прямом попадании на него солнечных лучей, зимой дисплей промерзает и светлеет, что, в обоих случаях, делает его нечитаемым.
Это используется чтобы понижать яркость свечения табло в темное время суток, потому что ярко светящиеся индикаторы в темноте становятся плохо читаемыми и раздражают зрение. Катод диода VD1 подключен к лампам габаритных огней, и когда, габаритные огни выключены, он открывается и подает отрицательное смещение на базу VT1. Транзистор открывается и на его эмиттере напряжение становится равным логическому нулю. Яркость свечения табло максимальная. При включении габаритов на лампы подается напряжение борт-сети и диод VD1 закрывается, закрывается и транзистор VT1, и на вывод 14 D1 через R7 поступает напряжение единичного логического уровня, переключая индикаторы на пониженную яркость свечения.
Микросхема D2 - К176ИЕ13 содержит счетчики минут и часов.Предварительная установка минут и часов производится тумблером S1, расположенным на блоке индикации. Кнопка коррекции хода, которая имеется в типовой схеме включения микросхемы К176ИЕ13, в данной схеме не используется, её заменяет конденсатор С4, который устанавливает микросхему в рабочее положение в момент включения питания.
По типовой схеме, двоичные коды и строб-импульсы с выхода К176ИЕ13 должны поступать на информационные входы и вход записи дешифратора К176ИД2. Но, в автомобиле, с этим дешифратором возникает проблема, — он обеспечивает недостаточные выходные токи, чтобы светодиодные индикаторы светились на полную яркость. Если в комнатных условиях это приемлемо, то в автомобиле, в ясный солнечный день, свечение индикаторов становится незаметным.
Повысить яркость свечения можно двумя способами, — либо установить между сегментами индикаторов и выходами дешифратора К176ИД2 транзисторные импульсные ключи, либо заменить дешифратор более мощным. Б данном случае, вместо МОП-дешифратора К176ИД2 используется более мощный ТТЛ-дешифратор КР514ИД1. Выходные каскады этой микросхемы обеспечивают максимальную яркость светодиодов, но КР514ИД1 не имеет входной ячейки памяти для хранения данных, поступающих от D2, и при простом подключении КР514ИД1 на выходе К176ИЕ13 индикация не работает (все сегменты мелькают), поэтому, между D2 и D4 включена микросхема К561ТМЗ, содержащая четыре триггера, которых нет в КР514ИД1.
На выходе КР514ИД1 (D4) включена матрица из четырех семисегментных цифровых индикаторов Н1-Н4. Матрица собрана таким образом : одноименные сегментные выводы всех четырех индикаторов соединены вместе, и на них одновременно подаются коды с выходов D4, а то, какой именно индикатор должен светится в конкретный момент времени выбирается при помощи ключей VT2-VT5, переключающих питание индикаторов. На входы этих ключей поступают управляющие импульсы от D1, сдвинутые на четверть периода.
Система питания. Полевые микросхемы (D1-D3) питаются напряжением 9В, которое вырабатывает параметрический стабилизатор R8-VD4 из напряжения 12-14В поступающего от автомобильного аккумулятора. Конденсатор С6, большой емкости, не только служит для сглаживания пульсаций и ВЧ-помех борт-сетевого напряжения, он еще и служит временным накопителем энергии, на случай временного отключения аккумулятора.