Не секрет, что тахометр не является обязательным прибором, должным быть на приборной панели автомобиля. Но, прибор полезный, особенно при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, например при движении в пробках в гору. Можно обходится и без него, контролируя частоту вращения по звучанию двигателя, но это годится только для отечественных автомобилей. - двигатели большинства современных иномарок, даже дешевых, работают почти бесшумно.
В начале положительной полуволны на выходе D1.3 происходит обнуление счетчика D2 коротким импупьсом, сформированным цепью C2-R4. Затем, счетчик начинает счет импульсов, поступающих на его вход С через элемент D1.1.
С наступлением отрицательной полуволны элемент D1.1 закрывается и перестает пропускать импульсы на вход С D2. Нуль поступает на выводы 15 D3 и D4, что приводит к включению выходов этих микросхем На двух разрядном табло H1, Н2 высвечивается результат измерения. Элемент D1.4 необходим для увеличения мощности выхода мультивибратора и снижения влияния на его работу низкого входного сопротивления микросхем ТТЛ D3 и D4.
Со следующей полуволной на выходе D1.3 описанные выше процессы повторяются. Резисторы R5-R18 ограничивают ток через светодиодные индикаторы.
Питается вся схема тахометра напряжением 5V, это позволяет предельно согласовать ТТЛ и КМОП логику по уровням. Однако, выходы счетчика D2 все равно оказываются вблизи верхнего предела допустимой нагрузки. Разгрузить их можно использовав буферные каскады, например, на основе микросхемы К561ПУ4, или применив микросхему - счетчик К561ИЕ20, имеющую более мощные выходы.
Все детали расположены на макетной печатной плате. Индикаторы поставлены перпендикулярно плато и прикреплены к ней клеем «Момент-1». Соединение с контактными точками ппаты посредством резисторов R5-R18.
Плата помещена в пластмассовый корпус размерами 97x68x30мм состоящем из основания и крышки, крепящейся к основанию посредством четырех винтов. Такие корпуса продаются в магазинах радиодетапей. В торце крышки корпуса вырезано прямоугольное отверстие для индикаторов, которое затем закрыто пластинкой из красного прозрачного оргстекла. Крепится корпус на «торпеду» автомобиля при помощи двухсторонней резиновой «липучки» (кусочек продавался вместо с корпусом) В микросхемы ППЗУ К155РЕЗ нужно внести коды, которые даны в таблице. Коды вносились ручным программатором, поэтому и в таблице они представлены в двоичном виде.
Налаживание сводится к выставке сопротивления резистора R2. так чтобы показания тахометра соответствовали действительности (можно проверить «холостые» на стенде диагностики, а затем подстроить R2 так, чтобы тахометр показывал то же самое).
Таблица