Сейчас ПДД требуют ездить с включенными фарами по загородному шоссе даже в светлое время суток. В некоторых странах так ездить требуется и в городе. И в этом есть одна неприятность, связанная с тем, что днем свет фар особенно незаметен, он не привлекает к себе внимания водителя, который выходит из машины. А это приводит к тому, что очень легко забыть выключить фары, и через несколько часов стоянки остаться с разряженным аккумулятором.
На второй блокирующий вход этого мультивибратора поступает уровень с инфразвукового мультивибратора D1.3-D1.4 задача которого в прерывании звука. Когда дверь закрыта контакты дверного датчика разомкнуты и на вывод 12 D1.4 поступает логическая единица. Это блокирует мультивибратор D1.3-D1.4, а вместе с ним блокируется и тональный мультивибратор D1.1-D1.2.
А в результате получается следующее. Когда фары включены на схему подается питание от цепи габаритных огней через резистор R5. Если мотор работает, то на вывод 2 D1.1 поступает единица и схема заблокирована. Схема будет заблокирована и когда закрыта дверь, так как на вывод 12 D1.4 будет поступать единица через R2.
Как только выключаем двигатель напряжение на выводе 2 D1.1 падает до нуля. Но на выводе 6 D1.2 еще есть единица, поэтому сигнализатор не звучит. Далее, если при включенных фарах и выключенном двигателе мы открываем дверь, то напряжение на выводе 12 D1А падает до нуля и оба мультивибратора начинают работать Пьезоэлектрический звукоизлучатель F1 начинает прерывисто пищать, напоминая, что нужно выключить фары прежде чем выйти из машины.
Стабилитроны VD1-VD3 нужны для защиты микросхемы от нестабильности напряжения в электросети автомобиля, от выбросов системы зажигания и прочих неприятностей.
Все собрано на небольшой печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с односторонним положением разводки.
F1 - условно обозначен «3П», на самом деле здесь пъезозвукоизлучатель импортный неизвестной марки (вроде-бы от неисправного мультиметра). В принципе, подойдет любой, например, 3ГИ, 3П-22 или импортный от телефонного аппарата, электронных часов. Электромагнитный или динамический звукоизлучатель не подходит, - только пьезоэлектрический.
Конструктивно звукоизлучатель приклеен на корпус микросхемы посредством двухстороннего скотча.
Чтобы получить наибольшую громкость нужно подобрать сопротивление R3 так, чтобы пьезозвукоизлучатель входил в резонанс. при этом громкость резко возрастает
Стабилитроны Д814Д-1 в стеклянных корпусах. Подойдут вообще любые стабилитроны на 11-13V.
Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5 или импортным аналогом.
Кроме настройки в резонанс никакого налаживания не требуется. Если есть желание можно изменить частоту пульсаций подбором параметров цепи R4-C2.