Отопитель автомобиля состоит из жидкостного радиатора, через который протекает горячая охлаждающая жидкость (тосол, антифриз), и вентилятора, который прогоняет воздух, поступающий извне через этот радиатор, и в салон. Регулируется печка двумя органами, - краником, который изменяет напор жидкости, протекающей через радиатор печки, и переключателем, регулирующим скорость вращения вентилятора.
Как известно, главная проблема мощных ключевых полевых транзисторов в большой емкости затвора. Статически, сопротивление их затвора весьма высоко (стремится к бесконечности), но реально, имеется очень существенная емкость затвор-исток, создающая значительный бросок тока в момент подачи на затвор высокого логического уровня. Вот поэтому здесь и нужен умощненный буферный каскад, способный поглотить этот бросок тока.
Частота импульсов около 15 кГц, она зависит от емкости конденсатора С1 и половины сопротивления R1. При регулировке R1 частота почти не меняется, но меняется скважность импульсов, потому что изменяется сопротивление заряда и разряда конденсатора С1. А диоды VD1 и VD2 коммутируют части сопротивления для разных полуволн. Максимальная частота вращения вентилятора будет при нижнем (по схеме) положении R1. При этом, длительность нулевого перепада на затворе VT1 будет минимальная, а вот длительность единичного перепада - максимальная. Резистор R3 здесь нужен только для того чтобы не нарушать режим работы элемента D1.1, не допуская опасного для него состояния.
Минимальная частота вращения вентилятора при верхнем (по схеме) положении R1. При этом подбором сопротивления R2 нужно в процессе налаживания выбрать такую минимальную скорость вращения, при которой еще вентилятор работает без перебоев и остановок. Этот подбор делают применительно к конкретному электродвигателю, конкретного автомобиля. В результате, сопротивление R2 может получиться существенно отличающимся от того что указано на схеме.
Здесь используется резистор R1 с выключателем на одном валу. Его нужно подключить так, чтобы выключатель (SR1) выключался при повороте в крайнее верхнее (по схеме) положение R1. То есть, - меньше минимума. При повороте R1 в выключенное состояние SR1 размыкается и на соединенные вместе входы элементов D1.3-D1.6 поступает напряжение единицы через R4. На соединенных вместе выходах D1.3-D1.6 будет ноль. Транзистор VT1 будет закрыт, и вентилятор М1 окажется выключенным. При этом мультивибратор D1.1-D1.2 продолжит генерировать короткие положительные импульсы, но это никак не сказывается на работе схемы.
Хотя, по-хорошему, имело бы смысл выключателем SR1 отключать от питания вентилятор. Но вентилятор потребляет значительный ток, а контакты выключателя на оси резистора слабые, они просто подгорят, поэтому в качестве полного выключателя вентилятора используется тот же транзистор VT1, что и для модуляции тока через него.