Эта сигнализация предназначена для охраны помещения с одной входной дверью, например, комнаты в общежитии или складского, подсобного помещения. При срабатывании дверного датчика на выходе схемы открывается транзисторный ключ, который подает напряжение 12V на нагрузку. На схеме в качестве нагрузке показана сирена от автомобильной сигнализации.
Для выключения нужно временно замкнуть вход D1.1 на минус (поднести магнит к геркону S1). Триггер перейдет в состояние с единицей на выходе D1.1 и нулем на выходе D1.2. На выходах включенных параллельно D1.3 и D1.4 будет ноль. Транзистор VT1 закрыт. Напряжение на его эмиттере нулевое. Светодиод HL1 не горит. Напряжение на датчик S3 не поступает. На входе элемента D1.5 - ноль, и на выходе D1.6 ноль. Ключ на транзисторах VT2 и VT3 закрыт. Питание на сирену F1 не проходит.
Для включения нужно временно замкнуть вход D1.2 на минус (поднести магнит к геркону S2). Триггер перейдет в состояние с нулем на выходе D1.1 и единицей на выходе D1.2. На выходах включенных параллельно D1.3 и D1.4 будет единица. Транзистор VT1 откроется. Напряжение на его эмиттере будет около напряжения питания. Светодиод HL1 горит. Напряжение на датчик S3 поступает.
Теперь, если открыть дверь контакты S3 замыкаются. Через них поступает напряжение на конденсатор С2 и заряжает его до напряжения высокого уровня. На входе D1.5 - единица, на выходе D1.6 - единица. Ключ на VT2 и VT3 открывается и через него питание поступает на сирену F1. Сирена звучит. После закрывания двери S3 размыкается, и конденсатор С2 начинает разряжаться через R5. Спустя некоторое время напряжение на С5 снижается до порога переключения D1.5. При этом напряжение на выходе D1.6 снижается до логического нуля. Ключ VT2-VT3 закрывается и выключает сирену.
То время, сколько звучит сирена после закрывания двери зависит от емкости С2 и сопротивления R5.
В качестве датчика открывания двери используется контактный датчик, замыкающийся при открывании двери. Дверной датчик - S3, это контактный датчик от автомобиля, - датчик открывания капота машин типа ВАЗ-2108-2109. Он установлен в дверном проеме. Пока дверь закрыта его шток прижат дверью, и контакты разомкнуты. При открывании двери шток освобождается и под действием имеющейся в датчике пружины выдвигается наружу. При этом происходит замыкание контактов датчика (у машины при этом включается лампа освещения моторного отсека).
Питается охранное устройство от сетевого источника напряжением 11-14V с выходным током, достаточным для работы сирены. Здесь используется двухтональная сирена рассчитанная на работу с автомобильной сигнализацией. Её ток (по надписи на задней части корпуса) 220mA. Сама схема потребляет минимальный ток, так что при выборе источника можно ориентироваться только на ток потребления сирены. Ну или обмотки реле, если вместо сирены подключено, реле, управляющее каким-то другим сигнальным устройством.
Чтобы при перебоях в питании работа цифровой части не нарушалась, здесь есть резервная батарея «Крона» на 9V. В общем-то большого смысла в ней нет, так как в отсутствие сетевого напряжения сирена все равно работать не будет, а при включении схема автоматически установится на охрану (зарядным током С1).
И все же, резервный источник нужен, хотя бы для обмана того, кто попытается отключить систему путем отключения сетевого рубильника. Светодиод не погаснет, а значит им будет сделан вывод, что система питается каким-то другим образом.