Давно известно, что после выключения горячего двигателя, температура охлаждающей жидкости в котором на пределе, происходит прекращение её циркуляции из-за того что перестает работать водяная помпа, что очень отрицательно сказывается на состоянии двигателя. Дело в том, что наиболее горячие его зоны (вблизи стенок камер сгорания) начинают передавать тепло менее нагретым участкам.
Эта задержка срабатывает всегда, когда двигатель работает, и когда он выключен. В работающем состоянии от неё тоже есть польза, так как эффективность охлаждения увеличивается, что особенно заметно при стоянии в пробке. Если же вентилятор работал, но двигатель выключили, то вентилятор продолжает еще работать около 30-40 секунд, не давая двигателю опасно перегреваться.
Схема на рисунке выше собрана на вполне доступной элементной базе. Вместо микросхемы К561ЛЕ5 можно использовать К561ЛА7, а так же микросхему К561ЛН2 с шестью инверторами (входы свободных инверторов соединить с 14-м или 7-м выводом микросхемы). Реле К1 - стандартное автомобильное четырехконтактное реле, как реле звукового сигнала или включения вентилятора.
Конденсатор С1 должен быть хорошего качества, обязательно новый (конденсатор, бывший в работе, старый, наверняка будет обладать высоким током утечки, что может сделать работу схемы невозможной).
Диоды 1N4004 можно заменить любыми аналогичными диодами. Это же касается и транзисторов КТ3102 и КТ604.
Практически все сделано в виде двух модулей. Одним модулем является электронная схема, а вторым модулем - реле К1. Для всей электронной схемы (кроме реле К1) используется корпус от неисправного реле, -сама пластмассовая крышка с крепежом. Схему собирают «воздушным способом» монтажа так чтобы можно было свободно поместить в эту крышку. Припаивают четыре монтажных провода, - для подключения к питанию, а так же, к реле К1 и реле ЭБУ. Затем все собирают, включают и проверяют в работе. При необходимости подбирают сопротивление R1, чтобы получить необходимую задержку выключения. Затем, схему помещают в корпус от неисправного реле и заливают эпоксидной смолой. После затывания смолы получается герметичный модуль с крепежом и четырьмя выводами в виде монтажных проводов. Этот модуль и реле К1 можно прикрепить на один винт, например, на винт, имеющийся на подкрыле возле аккумулятора. Как раз возле места, где расположен разъем подключения вентилятора радиатора.