Устройство предназначено для "озвучивания" контрольных ламп — "повороты", "давление масла", "уровень тормозной жидкости", "разряд аккумулятора", расположенных на приборной панели автомобиля ВАЗ-2105, или другого аналогичного. При включенных "по-воротниках" устройство попискивает в момент зажигания ламп указателей поворотов, причем длительность каждого писка в несколько раз меньше полупериода мигания поворотников, поэтому, в отличие от других аналогичных устройств, данное не раздражает водителя.
При наступлении аварийной ситуации (падение давления масла, утечка тормозной жидкости, обрыв ремня генератора) устройство издает непрерывный звук высокого тона.
Принципиальная схема устройства показана на рисунке. Оно выполнено по простой схеме на одной микросхеме К561ЛЕ5. Лампа Н1- это контрольная лампа поворотников, расположенная на комбинации приборов автомобиля, один её вывод соединен с общим минусом бортовой сети (с массой), а на второй подается прерывающееся напряжение от реле поворотников.
В момент подачи этого напряжения диод VD1 открывается и цепь С1 R3 VD5 формирует короткий импульс, длительностью около 0,15-0,25 секунды, этот импульс положительный, он инвертируется элементом D1.1, диод VD6 открывается и на резисторе R1 получается отрицательный импульс такой же длительности.
Этот импульс запускает мультивибратор на элементах D1.2 D1.3, который формирует пачку импульсов, длительностью, равной этому импульсу, и с частотой заполнения около 1000 Гц. Эта пачка усиливается элементом D1.4 и поступает на пьезоэлектрическую "пищалку" В1 от отечественного теленфона-трубки. "Пищалка" издает короткий звук высокого тона, который повторяется с частотой мигания поворотников.
Контрольные лампы Н1 - "давление масла", Н2 - "тормозная жидкость" и Н3 - "разряд аккумулятора" одним выводом соединены с плюсом бортсети, а датчики их вторые выводы замыкают на "массу". При включении любой из этих ламп открывается один из диодов VD2-VD4 и на выводе 2 D1.2 устанавливается логический ноль, это приводит к запуску мультивибратора на D1.2-D1.3 и "пищалка" В1 издает непрерывный звук высокого тона, обращая внимание водителя на возникновение аварийного состояния в одной из систем автомобиля.
Микросхемы К561 допускают максимальное напряжение питания +15 В, учитывая, что напряжение в борт-сети может колебаться в пределах 11,8...14,5В и более, чтобы исключить повреждение микросхемы в цепь питания введен ограничитель на VD7 и R5, ограничивающий напряжение на уровне 12 В.
Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, но это потребует замены стабилитронов на Д814А-В. Диоды КД521 заменимы на КД522, КД503, Д223, Д18. "Пищалку" ВП-2 (от звонка электронного телефонного аппарата "Спектр") можно заменить на любую пьезоэлектрическую типа ЗП-2, ЗП-22. Или на высокоомный элекромагнитный капсюль, но подключать его через конденсатор на 1..2 мкФ.
Если необходимо использовать низкоомный капсюль или динамик, его нужно подключать к выходу D1.4 посредством транзисторного ключа.
Конденсатор С3 на 1000-3000 мкФ, типа К50-35, или аналогичный импортный. С1 - типа К73.
Конструктивно, устройство смонтировано в пластмассовой округлой коробке абстрактной формы, размерами, примерно, 45x65x20 мм (футляр от малогабаритных головных телефонов).
В коробке располагаются все детали устройства, соединение с электросхемой автомобиля выполнено шестижильным ленточным кабелем (таким, как используется для межплатных соединений в полупроводниковых телевизорах).
Особой настройки не требуется. Подбором номинала R4 можно установить желаемый тон звука, а подбором номинала R3 - желаемую длительность звукового импульса, при работе поворотников.