Данное устройство предназначено для совместной работы с двухтональной сиреной, описанной в статье "
Двухтональная сирена". Автосторож построен по цифровой схеме. Его выходной каскад рассчитан на достаточно мощную нагрузку и может коммутировать данную сирену по питанию. Датчиком, как это стало уже традицией, служит переделанный микроамперметр, стрелка которого утяжелена грузиком и перевернута, так чтобы получился маятник.
Вдаваться в подробности работы такого датчика смысла нет. Следует только заметить, что совсем не обязательно использовать именно микроамперметр. При его отсутствии роль датчика может выполнять динамический микрофон, пьезоэлектрический звукосниматель от старого электропроигрывателя и даже просто пьезоэлемент типа ЗП-1 или ВП-22. Разница только в характере раздражителя, на который будет реагировать датчик.
Если это микроамперметр, то это будут любые качания или вибрации кузова, даже не заметные, но имеющие место при приложении к любой части автомобиля усилия. При этом, к звукам чувствительность будет минимальна. Если это микрофон, то он наоборот будет реагировать в основном на звуки, вызванные ударами или толчками, но на осторожный нажим он не отреагирует.
Пьезодатчик, его обычно прижимают чувствительной поверхностью к металлу кузова, будет реагировать больше на прикосновение металлического предмета к машине, на такие акустические колебания, которые распространяются по кузову при работе металлическим инструментом.
Но все же более предпочтителен инерционный датчик на базе микроамперметра. Он дает меньше сбоев, и более четко реагирует. А его пониженная чувствительность к звукам даже плюс, — он не даст ложного сигнала от грохота проезжающего мимо грузовика.
Любой из перечисленных датчиков может быть подключен вместо Р1 (на схеме Р1 -инерционный датчик), только нужно будет скорректировать коэффициент усиления ОУ А1, подобрав номиналы R6 и R7. Логическая часть автосторожа состоит из двоично-десятичного счетчика D2, тактового мультивибратора на D1.1 и D1.2 и устройства управления на D1.3 и D1.4.
В момент включения питания (а питание включается тумблером включенным в разрыв проводника, идущего от анода VD9 к + автомобильного аккумулятора, который на схеме не показан) начинается зарядка С5 через резистор R10. Зарядка длится примерно 20 секунд, в течении этого времени зарядный ток С5 удерживает счетчик D2 в нулевом положении. Это положение исходное. Логическая единица с выхода "0" (вывод 3) D2 блокирует тактовый мультивибратор на D1.1 и D1.2.
При наличии раздражителя срабатывает датчик и на выходе А1 появляются хаотические импульсы. Эти импульсы проходят через элементы D1.4, С2 и D1.2 на счетный вход счетчика D2. Если конденсатор С5 еще не зарядился, то это ни к чему не приводит, поскольку счетчик зафиксирован в нулевом состоянии.
Но если С5 заряжен (схеме перешла в сторожевой режим) первый же их этих хаотических импульсов переведет счетчик D2 из состояния "0" в "1". В этот момент логический уровень на выводе 3 D2 сменится на нулевой, что приведет к запуску тактового мультивибратора и закрыванию элемента D1.4. Так что, на вход счетчика успеет проникнуть только один хаотический импульс.
Счетчик D2 начнет считать импульсы, поступающие от тактового мультивибратора. При этом будут поочередно открываться диоды VD1-VD8 и в течении времени, равном семи периодам импульсов на выходе тактового мультивибратора транзисторный ключ на VT1 и VT2 будет открыт. Через него на сирену будет поступать питание и сирена будет звучать. Поскольку, частота тактовых импульсов примерно равна 0,5 Гц, то продолжительность звучания сирены будет примерно 14 секунд.
С поступлением 8-го импульса, счетчик D2 перейдет в состояние "9". Все диоды VD1-VD8 закроются и звучание сирены прекратится. Наступает пауза, необходимая для успокоения колебаний в кузове, вызванных звучанием сирены, не дающая системе зациклиться.
С 9-м импульсом счетчик вернется в нулевое положение, мультивибратор заблокируется, а элемент D1.4 откроется. Автосторож вернется в охранное положение и будет готов отреагировать на следующее воздействие.