Владельцу недорогого отечественного автомобиля приходится беспокоиться не столько о предотвращении угона машины, сколько от её разграбления. Криминальных специалистов более заинтересует престижная дорогая машина, а на старенький ВАЗ-2106 скорее посягнут дилетанты, промышляющие кражами аудио-техники и колес. В этом смысле, противоугонные устройства, обеспечивающие блокировку зажигания и срабатывающие на замыкание контактных датчиков мало эффективны, поскольку они регистрируют свершившийся факт вторжения.
Применение более сложных самодельных или промышленных устройств тоже не очень подходит. Промышленные устройства, имеющие сенсоры качания или пьезодатчики относительно дороги (не пропорционально стоимости машины). К тому же они отключаются электронными брелками или магнитными (самодельные), что не всегда удобно.
Описываемая охранная сигнализация предназначена для охраны недорогого автомобиля. Её особенность, по сравнению с другими описанными в радиолюбительской литературе устройствами в том, что она управляется от замка зажигания и дверного датчика освещения. А роль датчика выполняет датчик, сделанный из микроамперметра, который реагирует даже на слабое механическое воздействие на автомобиль.
Алгоритм работы сигнализации таков. Включается в момент выключения зажигания автомобиля. Затем следует выдержка времени в 5-7 секунд, которая необходима для выхода из салона, закрывания всех дверей, и успокоения колебаний кузова автомобиля. Если водительскую дверцу держать открытой выдержка увеличивается на время, в течении которого дверца открыта
После окончания выдержки автосигнализация переходит в охранный режим. При ударе по кузову, наклоне, приложению усилия к замкам, дверным ручкам, и т.п. происходит качание маятника датчика и это приводит к незамедлительному включению звуковой сигнализации (прерывистая сигнализация при помощи штатного или дополнительного автомобильного клаксона). Прерывистая сигнализация звучит, примерно, 15 секунд. Затем схема возвращается в охранный режим.
Чтобы проникнуть в салон автомобиля без срабатывания сигнализации владелец должен осторожно, без приложения усилия отпереть водительскую дверцу ключом (если ключ подходит и замок исправен эта операция не вызовет срабатывания датчика), затем открыть дверь. Теперь сигнализация отключится полностью если включить зажигание. Если дверной замок взламывали, датчик сработает и включит сигнализацию, которую можно будет отключить только включив зажигание.
Принципиальная схема автосигнализации показана на рисунке. Роль датчика выполняет переделанный микроамперметр F1. Микроамперметр взят типа М470 от индикатора уровня записи магнитофона. Его корпус вскрывают и, предварительно удалив шкалу, утяжеляют стрелку при помощи латунной шайбы М2-М3.
Шайбу закрепляют намотав на неё стрелку микроамперметра, как наматывают обмотку ВЧ трансформаторов на ферритовых кольцах. Дополнительно шайбу закрепить каплей эпоксидного клея. Стрелку изогнуть таким образом, чтобы, при перевернутом положении микроамперметра (стрелкой вниз), стрелка качалась свободно как маятник.
При механическом воздействии на кузов автомобиля, он немного качнется и это приведет к качанию (или даже дрожанию) маятника датчика. В его катушке наводится слабая переменная ЭДС, которая поступает на входы операционного усилителя А1 и усиливается и ограничивается им. В результате на выходе А1, а именно на резисторе R9 формируются импульсы произвольной формы, по амплитуде близкие к логическим уровням КМОП микросхем.
Если сигнализация находится в режиме охраны, то импульс, поступивший с выхода А1, установит триггер на D1.1 и D1.2 в единичное положение. Триггер будет удерживаться в этом положении в течении времени зарядки С6 через R11. Через небольшое время, около секунды (время нужно, чтобы сигнализация не сработала при открывании двери водителем), заданное цепью R13 С7, запустится мультивибратор на D2.3 и D2.4, и начнет периодически открываться ключ на VT3 и VT4, на выходе которого включено реле звукового сигнала.
Сигнализация будет звучать пока С6 заряжается через R11, и когда напряжение на С6 достигнет порога единицы схема вернется в исходное состояние. Время зарядки С6 составляет примерно 15 секунд.
Включение и выключение сигнализации производится при помощи маломощного электромагнитного реле Р1. Пока катушка реле обесточена, его контакты замкнуты и через них питание поступает на схему. Управляется реле дверным выключателем салонного освещения SF1 и замком зажигания SF2.