В этой публикации вашему вниманию предлагается простая сирена, выполненная на одной микросхеме К561ЛЕ5 и одном транзисторе, работающая на высокочастотную динамическую головку, предназначенная для подключения на выходе простого автосторожа вместо обмотки реле звукового сигнала. При всех достоинствах данного устройства, пробная сборка позволила выявить два существенных недостатка.
Во-первых, предложенный вариант изменения тональности путем изменения сопротивления одного из двух частотозадающих резисторов тонального мультивибратора, собранного по симметричной схеме, приводит к тому, что во время высокого тона звучания импульсы, поступающие на динамическую головку, становятся не симметричными, что приводит к понижению громкости звучания и возникновению искажений звука.
Во-вторых, подключение сирены по питанию вместо обмотки реле звукового сигнала тоже имеет свои минусы. Обмотка реле обычно потребляет ток 0,1-0,2 А, а данное устройство — от 0,5 до 1 А. Причем, в первый момент включения ток может достигать и 2-3 А.
На выходе простого автосторожа, рассчитанного на работу с автомобильным реле, обычно, устанавливается транзисторный ключ, и если мощности этого ключа бывает достаточно для коммутации реле, то для сирены её может не хватить, что приведет либо к выходу транзисторного ключа из строя, либо к его неполному открыванию, в результате которого напряжение, питающее сирену будет занижено, и соответственно, громкость тоже.
На рисунке показана схема, в которой учтены перечисленные недостатки. Введена дополнительная цепь VD4 R6, такая же как VD1 R2. Теперь инфразвуковой мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 изменяет не только сопротивление R3, но и сопротивление R4, подключая, во время отрицательных перепадов, параллельно ему цепь VD4 R6. В результате меняется только частота выходных импульсов, а скважность остается неизменной.
Поскольку данный вариант сирены собран на микросхеме К561ЛЕ5, содержащей элементы "2-ИЛИ-НЕ", появилась возможность очень просто ввести управление сиреной подачей на неё низкого логического уровня. Вывод 13 элемента D1.4 отключается от вывода 12 и R4, и через резистор R7 подключается к плюсу питания микросхемы, то есть к выводу 14 D1.
В результате, через R7 на вход D1.4 поступает логическая единица и этот элемент переходит в состояние нуля на выходе и фиксируется в этом состоянии. Транзистор VT1 закрыт, тональный мультивибратор заблокирован. В таком состоянии схема сирены потребляет минимальный дежурный ток (менее 1 mА). При подаче нуля на катод диода VD3, он открывается и понижает логический уровень на выводе 13 D1.4 до нуля. Это приводит к запуску тонального мультивибратора и активизации сирены.
Таким образом, выходной транзисторный ключ автосторожа коммутирует слабый ток через VD3 и R7, и в то же время, напряжение питания сирены ничем не ограничивается. Обеспечивается максимальная акустическая отдача и минимальная нагрузка на автосторож.