Как показывает практика, наиболее верный вариант акустического оформления салона автомобиля, с точки зрения получения наилучшего качества звука при минимальных затратах и ограниченном пространстве, это трехканальная стереосистема, при которой, стереосигналы поступают на два канала, работающие в частотном интервале, начиная с 300-350 Гц и выше, имеющие на выходах относительно малогабаритные средне-высокочастотные акустические системы, и один более мощный низкочастотный монофонический канал, работающий на низкочастотный динамик относительно большого размера.
Построенная таким образом система, занимает меньше места в салоне, поскольку требуется только один НЧ динамик, а не два, как в классическом варианте.
При этом, стереовоспириятие не нарушается, так как стереоэффект проявляется только на частотах выше 400 Гц.
Обычно, для построения такой системы требуется трехканальный УМЗЧ, с разделительными фильтрами и микшером на входе, но если нет необходимости в получению слишком большой громкости звука, можно ограничиться и двухканальным УМЗЧ, например выполненным на популярной и широкодоступной микросхеме TDA1519A (TDA1517, TDA1519A-Q).
Технические параметры усилителя:
Номинальный диапазон воспроизводимых частот 16...20000 Гц
Номинальная мощность СЧ-ВЧ каналов - 2x8 Вт
Номинальная мощность НЧ - 15 Вт.
КНИ при ном.мощности не более 0,12%.На рисунке показана принципиальная схема такого УМЗЧ. Его особенность в том, что частотное разделение и выделение суммарного сигнала для НЧ канала происходит на выходе двухканального УМЗЧ. На входы А1 поступают сигналы левого и правого стереоканалов.
Средне-высокочастотные составляющие этих каналов поступают на малогабаритные АС В1 и В2 через упрощенные фильтры ВЧ, состоящие из разделительных конденсаторов С5 и С6 относительно небольшой емкости, и резисторов R1 и R2. Эти фильтры заваливают АЧХ на частотах ниже 400 Гц.
Для получения низкочастотного канала служат фильтры НЧ, выполненные на катушках L1 и L2, и составном конденсаторе С7-С8 (на общую точку этих конденсаторов через R3 поступает напряжение смещения, которое дает возможность им работать на переменном токе). Фильтр заваливает частоты выше 500-600 Гц.
Выделение общего суммарного сигнала для НЧ канала происходит, путем включения низкочастотного динамика между выходами двух УМЗЧ, входящих в состав микросхемы, и поскольку, данный тип микросхемы имеет инвертор на одном из входов, то низкочастотные сигналы получаются противофазными и по НЧ микросхема работает на динамик В3 как мостовой усилитель, обеспечивая наибольшую мощность на НЧ.
Конструктивно усилитель собран в корпусе от неисправного коммутатора зажигания автомобиля УАЗ (или "Волга"). Его металлический корпус служит радиатором для микросхемы А1. По причине минимального количества навесных элементов выбран объемный тип монтажа. Катушки L1, L2, а также С7, С8 и R3 находятся за пределами корпуса (смонтированы возле НЧ динамика).
Подключение к акустических систем и цепей питания происходит при помощи проводников, выпущенных в просверленные в корпусе отверстия, методом скрутки. Питание на УМЗЧ поступает через стандартный фильтр, предназначенный для подключения магнитолы к автомобильной бортсети. Выключение УМЗЧ производится тумблером S1, переводящим микросхему в энергосберегащий режим.
Катушки L1 и L2 намотаны на отрезке пластмассовой водопроводной трубы диаметром 32 мм. Они содержат по 100 витков ПЭВ 0,61 (0,6-0,9). Намотаны рядом друг с другом, но обмотки выполнены в разном направлении.
Вместо микросхемы TDA1519A можно использовать TDA1519 с буквами В,Q или TDA1517, но при этом отдаваемая мощность будет, примерно, в 1,5-2 раза ниже. Конденсатор С4 -импортный, он может быть составлен из двух отечественных К50-35, на 2200 мкФ каждый.
В авторском варианте описываемый УМЗЧ использовался для прослушивания, в салоне автомобиля, компакт-дисков при помощи карманного CD-плеера. На вход УМЗЧ сигнал подавался, при помощи кабеля, от телефонного выхода CD-плеера, поэтому регулировка громкости в УМЗЧ не предусмотрена (громкость регулируется регулятором CD-плеера).
Низкочастотный динамик очень удобно можно расположить в полке багажника, а средне-высокочастотные, на предусмотренных заводом изготовителем местах в передней панели машины (имеется ввиду "Москвич-2141" или ВАЗ-2109 с высокой панелью). При этом, если, оставляя машину, чем-то (например, газетой) накрыть НЧ акустическую систему, создается видимость отсутствия акустики в машине и не будет причин для её взлома.