Простая схема в сопровождении весьма солидных математических выкладок. Повторение этой конструкции привело к достаточно интересным и неожиданным результатам. Во-первых, в режиме расширенной стереобазы наблюдалось ухудшение переходного затухания между каналами, т.е. сужение стереобазы! Во-вторых, происходил подъем АЧХ в области высоких частот. Автор обратил внимание на то, что подъем высоких частот, формируемый данным устройством, имеет иной характер, чем подъем АЧХ тембро-блоком.
Такой подъем придает звуку "прозрачность", улучшает разборчивость на высоких частотах и субъективное восприятие музыки в целом. Интересной особенностью схемы является то, что с монофоническим сигналом каких-либо преобразований не происходит.
В результате доработки данной конструкции была получена схема принципиально иного назначения (рис.1). Она предназначена для получения описанного выше эффекта (подобрать ему название автор затрудняется). Основным назначением описанного блока является доработка портативной стереофонической аппаратуры, так чтобы существенно повысить её качество звучания.
Устройство состоит из ФНЧ на элементах С1, С2, R1-R3, обеспечивающего спад АЧХ на частотах ниже 16 Гц. Делитель R4-R7 совместно с ОУ А1.1 и А1.2 образует суммарно-разностный преобразователь, благодаря которому проявляется описанный выше эффект. Механизм его возникновения (в тонкостях) до конца не ясен (правда, схема от этого хуже не работает).
Степень подъема АЧХ и характер тембровой окраски сильно зависит от сопротивлений резисторов R6 и R5. Устранить вносимое исходной схемой сужение стереобазы удалось развязав делитель R4-R7, одновременно увеличив номиналы резисторов, от суммарно-разностного преобразователя при помощи повторителей А1.3 и А1.4.
Рис. 2
Блок собран на печатной плате, разводка и монтажная схема которой показаны на рис. 2. Плата рассчитана на установку постоянных резисторов MЛT 0,25 или МЛТ 0,125. конденсаторов КМ, резистор R6 типа СП3-38а. Налаживание схемы сводится к установке при помощи резистора R6 оптимального подъема АЧХ и тембровой окраски звука.