Это устройство может служить для охраны любых объектов, на которых есть электросеть переменного тока 220 В или автономный источник напряжением 12-14 В. Устройство имеет три группы входов для подключения датчиков.
При срабатывании датчиков первой группы происходит задержанное включение сигнализации продолжительностью звучания около одной минуты.
При срабатывании датчиков второй группы происходит немедленное включение сигнализации продолжительностью звучания около одной минуты.
При срабатывании датчиков третьей группы происходит немедленное включение сигнализации, которая будет звучать до тех пор, пока её не выключат.
Каждая группа имеет входы как для работы с датчиками на размыкание контактов, так и с замыкающими датчиками. Общее число датчиков не ограничено. В качестве сигнального устройства может выступать как автомобильный клаксон, так и автомобильная сирена, или любое другое внешнее устройство оповещения.
Включается и выключается сигнализация изнутри объекта, при этом, после включения отрабатывается выдержка времени на выход из объекта и закрывание двери. Индикация о постановке на охрану — мигающий светодиод.
Устройство может служить для охраны автомобиля, гаража, дачи, квартиры, склада и т.п.
Датчики подключаются к клеммам Х1 - X3. К клеммам Х1 - те датчики, при срабатывании которых сигнализация включается с задержкой. К Х2 - датчики, от которых сигнализация включается сразу. К X3 - датчики, от которых сигнализация включается сразу, и звучит пока не будет выключено питание. Каждая группа клемм имеет по три клеммы Хх.1, Хх.2 и Хх.3. Клеммы Хх.3 — общий минус питания, который является общим проводом и для датчиков. Клеммы Хх.1 - клеммы к которым подключаются нормально-замкнутые датчики (подключаются между Хх.1 и Хх.3). Клеммы Хх.2 -клеммы, к которым подключаются нормально-разомкнутые датчики (подключаются между Хх.2 и Хх.3). Всего датчиков может быть любое количество. Все нормально-замкнутые датчики одной группы включаются последовательно, образуя "петлю" между клеммой Хх.1 и общим минусом, при размыкании которой включается сирена. Все нормально-разомкнутые датчики одной группы включаются параллельно.
Если в какой-то группе нормально-замкнутые датчики не используются, то соответствующую клемму Хх.1 нужно замкнуть на "массу" (соединить с одной из Хх.3).
Включается сигнализация тумблером S1 (или другим путем подключается питание). При включении начинается зарядка С1 через R1, и зарядный ток С1 принудительно удерживает RS-триггеры D2.1-D3.1, D2.2-D3.2 и D3.3-D3.4 в нулевом положении, в течении времени около 20 секунд. В это время сигнализация не возможна, схема не реагирует на датчики. Мультивибратор на D5.1 и D5.2 тоже зафиксирован и светодиод НИ горит постоянным светом.
После окончания зарядки С1 напряжение на R6 падает до уровня логического нуля. Триггеры и мультивибратор больше не фиксируются. Светодиод начинает мигать, а само устройство готово отреагировать на срабатывание датчиков.
При срабатывании любого датчика, подключенного к группе клемм Х1, на выходе D1.1 появляется единица, из которой цепь С2 R7 формирует положительный импульс. Этот импульс переводит RS-триггер D2.1-D3.1 в единичное состояние. Спустя время около 2-3 секунд конденсатор С4 заряжается до уровня логической единицы, и на выходе D2.3 устанавливается логический нуль. В зависимости от того установлена перемычка П1 или П2, на выходе D5.3 появляется либо логическая единица, либо импульсы, следующие с частотой мигания светодиода НИ. В коллекторной цепи VT2, к клеммам Х4 и Х5, подключено реле, которое управляет питанием акустического устройства. Реле подает питание на это устройство (постоянно, либо прерывисто) и звучит сигнализация.
В то же время, через R10 заряжается конденсатор С5. Примерно через минуту, напряжение на С5 достигает уровня логической единицы, и RS-триггер D2.1-D3.1 возвращается в исходное состояние.
При срабатывании датчика группы Х2 в единичное положение переходит RS-триггер D2.2-D3.2, и далее происходят процессы, аналогичные описанным выше, с той разницей, что единица с выхода триггера на вход D2.3 поступает непосредственно, а не через RC-цепь задержки, как в случае к группой Х1. Поэтому сигнализация включается сразу же.
При срабатывании датчика группы Х3, в единичное состояние переходит RS-триггер D3.3-D3.4, и сигнализация тоже включается сразу, но поскольку этот триггер не имеет связи с конденсатором С5, то он не сбрасывается в исходное положение через минуту, как это происходит с триггерами D2.1-D3.1 и D2.2-D3.2. И сигнализация звучит неограниченное время, пока есть питание. Перемычки П1 и П2 нужны чтобы можно было использовать как готовое устройство оповещения, работающее по своему собственному алгоритму (например, автомобильную сирену), так и устройство оповещения, издающее непрерывный сигнал (например, клаксон или электрозвонок, мощный зуммер). В первом случае на него нужно подавать постоянное напряжение питания (установлена П1), а во втором — прерывистое (установлена П2), чтобы получить прерывистое звучание.
В зависимости от того, на каком объекте будет установлено охранное устройство различаются схемы внешних соединений, что касается питания и устройства оповещения. Если охранное устройство устанавливается на автомобиле, и в качестве датчиков будут использоваться автоматические выключатели внутрисалонного освещения, то их нужно подключать к клемме Х1.2 через диоды типа КД522, включенные к клемме анодами. В автомобильном варианте питание на XS1 поступает от автомобильного аккумулятора. Реле, обмотка которого подключена к Х4 и Х5 — автомобильное реле звукового сигнала, оно управляет либо сиреной (П1) либо клаксоном (П2).
Если охранное устройство устанавливается в помещении, в которое подведено электроснабжение (220V), то питание на разъем XS1 должно поступать от сетевого адаптера. А вот схема устройства оповещения может быть выполнена по-разному. Если это электрозвонок или мощный зуммер, сирена, питающаяся от сети, то контакты реле просто включаются в разрыв его питания. Но такие устройства недоступны широкому кругу радиолюбителей. Поэтому основными средствами остаются автомобильные сирены или клаксоны. Стандартная шеститональная сирена требует источника постоянного тока 12-15 V (не стабилизировано) при токе до 1,5 А. Такой источник не составит труда собрать любому радиолюбителю. От него же можно питать и само охранное устройство.
Другое дело, если в качестве устройства оповещения предполагается использовать автомобильный клаксон. Это мощный электромагнитный зуммер на 10-15 В, потребляющий ток 5-7 А (в зависимости от модели). В стационарных условиях клаксон можно с успехом питать от зарядного устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов. В этом случае охранное устройство питается от отдельного сетевого адаптера (10-15 V и ток не ниже 0,01 А). А контакты реле включены в разрыв сетевого питания зарядного устройства, к выходу которого подключен клаксон. Возможен вариант непосредственного подключения клаксона к электросети, через гасящее сопротивление, роль которого может выполнять нагревательный элемент ТЭН мощностью 1500-2000 Вт (мощный утюг, электроплитка, рефлектор), но в этом случае необходимо предпринять все требуемые меры противопожарной безопасности.