Во многих любительских конструкциях автосигнализаций применяются инерционные датчики, построенные на основе магнитной системы микроамперметра. При всех неоспоримых достоинствах, такой датчик, если он настроен на высокую чувствительность, склонен давать ложные срабатывания.
Прежде всего, это результат воздействия порывов ветра, кроме того, может быть срабатывание от дождя, и, что может показаться удивительным, даже от яркого летнего солнца. Дело в том, что солнечная энергия нагревает и металлический кузов автомобиля и массу пластмассовых деталей его интерьера, что приводит к их взаимному механическому действию, приводящему к коротким единичным механическим импульсам (на слух они воспринимаются как потрескивания), которые могут передаваться инерционному датчику.
Чтобы исключить ложные срабатывания в выше перечисленных случаях, необходимо ввести контроль за повторяемостью импульсов на выходе датчика. Во все выше перечисленных случаях на выходе операционного усилителя датчика появляется небольшое число импульсов, не более пяти-шести. При воздействиях, вызванных ударами по кузову или попытками взлома автомобиля количество этих импульсов значительно больше. Однако не следует оставлять без внимания и короткие воздействия.
Поэтому датчик должен выдать управляющие импульсы на двух выходах. На одном будет возникать импульс только при коротких, незначительных воздействиях. И этот импульс можно подать на логическое устройство, которое выдаст короткий предупредительный звуковой или световой сигнал. При более значительных воздействиях (когда импульсная последовательность на выходе ОУ продолжительнее) импульс будет на обоих входах, что приведет как к включению предупредительного сигнала, так и основной сигнализации, звучащей продолжительное время.
Принципиальная схема такого двухвыходного инерционного датчика показана на рисунке. Собственно инерционный датчик выполнен по широкоизвестном схеме на микроамперметре Р1 и операционном усилителе А1. С выхода ОУ сигнал поступает на формирователь импульсов на C3-R5, и далее, на счетный вход счетчика D1. Именно этот счетчик и определяет степень важности срабатывания датчика. Если количество импульсов будет меньше восьми, то импульс (импульсы) возникнет только на младшем выходе этого счетчика. Если же импульсов больше, то управляющий импульс (импульсы) возникает, так же, и на старшем выходе счетчика.
Для того чтобы не происходило срабатывание основной сигнализации от накопления в счетчике сигналов ложных срабатываний существует мультивибратор на элементах микросхемы D2, который вырабатывает импульсы частотой около 0,25-0,5 Гц, периодически сбрасывая счетчик.
Светодиодный индикатор НИ служит только для индикации работы датчика, другой необходимости в его наличии нет. На двух других элементах D2 можно собрать RS-триггер, который будет перекидываться импульсом с вывода 10 D1 и включать основную сигнализацию.