В крупных городах пробки на автодорогах уже давно стали привычным явлением. Если дорога имеет даже небольшой уклон во время ожидания в пробке приходится длительное время держать нажатой педаль тормоза. Как известно, нажатое состояние этой педали индицируется зажиганием задних ламп стоп-сигнала. Если зимой или даже летней ночью это не опасно, то в жаркий солнечный день задние фонари нагреваются на столько, что могут перегореть не только сами лампы, но и оплавиться пластмассовые корпуса задний фонарей.
Поэтому, желательно, чтобы при длительном нажатии на педаль тормоза задние фонари выключались через несколько секунд. А после даже кратковременного отпускания педали, при её следующем нажатии включались снова. На рис. 1 показана схема простого реле времени, ограничивающего продолжительность непрерывного горения ламп стоп-сигнала. В схеме использованы наиболее доступные, в настоящее время, детали. При нажатии на педаль тормоза S1 на схему подается напряжение. Конденсатор С1 в это время разряжен и напряжение на нем около логического нуля. Поэтому на выходе логического элемента D1 есть логическая единица, которая открывает транзисторный ключ на VT1 и VT2 и тот подает питание на обмотку реле Р1, контакты которого включают лампы стоп-сигнала.
Конденсатор С1 постепенно заряжается через R1 и как только напряжение на нем достигает уровня логической единицы на выходе D1 появляется нуль. Это закрывает транзисторный ключ и выключает реле Р1, которое выключает лампы стоп-сигнала. На зарядку С1 через R1 уходит примерно 5-7 секунд.
Если педаль отпустить схема обесточивается и происходит ускоренная разрядка конденсатора С1 через цепь VD1-R3. Поэтому схема очень быстро переходит в исходное состояние. В качестве элемента D1 можно использовать любой логический инвертор серии К561, К1561 или CD40. Все входы его соединить вместе.
Второй вариант выполнен на более экзотической элементной базе - универсальном счетчике CD4060B. Его достоинство в том, что он не просто выключает стоп-сигналы через некоторое время, но начинает их периодически включать и выключать с интервалом в 5-7 секунд, таким образом, не давая лампам перегреться и не давая уснуть водителю, находящемуся сзади вас. Кроме того он быстрее возвращается в исходное состояние при отпускании педали тормоза.
При нажатии на педаль тормоза подается питание на схему. Счетчик D1 зарядным током С1 через R1 моментально предустанавливается в нулевое положение. На старшем выходе счетчика ноль, что приводит к открыванию транзисторного ключа на VT1 и VT2. Реле Р1 включается и включает лампы стоп-сигнала.
Мультивибратор микросхемы D1 вырабатывает импульсы, которые считает её же счетчик. Примерно через 5-7 секунд счетчик устанавливается в такое положение, что на его выходе возникает единица. Это приводит к выключению транзисторного ключа и выключению реле, а следовательно, и выключению ламп. Еще спустя такое же время на выходе счетчика опять возникает нуль, - лампы снова включаются.
При отпускании педали в любой момент вся схема (и лампы, если они были включены) быстро обесточивается. При следующем нажатии схема начинает с исходного состояния и выше описанный процесс повторяется.
Реле Р1 - стандартное автомобильное реле.
Любое из этих устройств можно собрать объемным монтажом в корпусе, например, от неисправного электронного блока ЭПХХ и разместить либо под приборной панелью, либо возле задних фонарей. Подключение очень простое, всего три провода, - один на "массу", а два в разрыв провода, идущего от выключателя педали к задним фонарям.
Установить интервал времени, после которого выключаются фонари, можно в схеме на рис. 1 подбором сопротивления R1, а в схеме на рис. 2 - подбором R3.
Рис. 2
Все неиспользуемые входы микросхемы D1 нужно подключить или к её 7-му выводу или к 14-му. В противном случае на них может накапливаться статический заряд, который может вывести микросхему КМОП из строя.