В большинстве китайских магнитол, которыми перенасыщен рынок аппаратуры, функция записи, похоже, является второстепенной. Иначе как объяснить отсутствие частотной коррекции в тракте УЗ и отсутствие высокочастотного подмагничивания. В результате, такие аппараты, которые удовлетворительно работают на воспроизведение, по качеству записи оказываются ниже простого диктофона. Сильные нелинейные искажения и большой уровень шума, не говоря уже о перекосе частотной характеристики.
На мой взгляд, если требуется радикальное улучшение качества записи, то и меры должны быть радикальными, -полная замена тракта записи. Этот способ хорош и тем, что позволяет вводить функцию записи в аппараты, в которых она не была предусмотрена (например, сделать кассетную магнитофон-приставку из автомагнитолы).
На рисунке приводится схема тракта записи, сделанная на базе схемы универсального усилителя "протон". Отличие в том, что здесь тракт работает только на запись, в нем отсутствует автоматическая регулировка записи и нет фильтров-пробок на выходе усилителя.
А теперь подробнее. Записываемый сигнал поступает на два линейных предварительных усилителя, выполненных на транзисторах VT1 и VT2. На входы этих усилителей можно подать сигнал от высококачественного микрофона. Если запись с микрофона не требуется эти усилители можно исключить и подавать сигнал прямо на R3/R8.
Регулировка уровня записи выполняется сдвоенным переменным резистором R3/R8. Сигнал с его выхода поступает на усилитель записи на А1 и на схему индикатора (которая здесь не представлена). Замена автоматического регулятора уровня записи (АРУЗ) ручным обоснована желанием делать качественные записи классической музыки. А здесь АРУЗ очень вредит тем, что сжимает динамический диапазон и тем, что создает перегрузочные искажения. Происходит это по тому, что аудиозапись классической музыки обладает очень большой неравномерностью уровня, причем эта неравномерность может быть сильно растянута во времени и резко меняться.
В результате, например, при, но продолжительном тихом звучании арфы или флейты регулятор АРУЗ будет постепенно, согласно постоянной времени своей задержки, увеличивать уровень записи, что приведет к неестественному нарастанию громкости звука, которого в данном произведении не должно быть. Но хуже то, что в тот момент, когда вступают барабаны или просто резко увеличивается громкость, АРУЗ будет не в состоянии быстро вернуть уровень записи на прежний уровень и возникнут очень большие искажения от перегрузки выхода, магнитной головки и ленты.
Именно по этому, более желателен ручной регулятор, при помощи которого можно предварительно установить определенный уровень записи, который в процессе записи сам меняться не будет. Усилитель записи выполнен на сдвоенном операционном усилителе А1 - К157УД2. Достоинство этого усилителя в его доступности и в том, что он является достаточно мощным ОУ и обладает очень низким выходным сопротивлением.
Коэффициент усиления и частотная характеристика усилителя определяется сложными RC-цепями, включенными между выходами и инверсными входами ОУ. Самовозбуждение ОУ устраняется блокировочными конденсаторами С16 и С17. Для вывода ОУ на режим питания от одно-полярного источника служат делителе на R9-R11 и R10-R12 создающие напряжение смещения на прямых входах ОУ.
Как уже было отмечено выше, на выходах усилителя записи нет фильтров-пробок, преграждающих путь ВЧ колебаниям генератора подмагничивания на выходы ОУ. Дело в том, что первоначально усилитель записи был выполнен по всем правилам и на его выходе присутствовали эти контура, которые не пропускали ВЧ-напряжение на его выходы. Но затем, эксперимента ради, эти контура были замкнуты перемычками (то есть, - выведены из схемы). Субъективные и объективные исследования показали, что, фактически эти контура никак не влияют на качество записи. Возможно дело в том, что К157УД2 - это достаточно мощный ОУ, имеющий очень низкое выходное сопротивление.
И это низкое сопротивление его выходов в сочетании с довольно большим сопротивлением резисторов R26-R27 и R28-R29, при помощи которых задается ток записи, просто шунтирует ВЧ-напряжение на своих выходах. Действительно; если осциллографом посмотреть ВЧ-напряжение на выходе ОУ (например, на выводе 9 А1) и на универсальной головке (в точке соединения R27 и R30), то в этом можно убедиться, - на выходе "ОУ ВЧ напряжения практически нет. В то время, как на самой головке его уровень почти не меняется от того, есть контура или их нет. Таким образом, можно отказаться от контуров фильтров-пробок, а небольшое понижение уровня подмагничивания, вызванное шунтирующим действием выходов ОУ скомпенсировать регулировкой R30 и R31.
А натолкнула на идею отказаться от фильтров-пробок принципиальная схема такого достаточно хорошего в плане качества записи аппарата как музыкальный центр SAMSUNG-FFH313. В этом аппарате, как и должно быть, есть генератор стирания и подмагничивания и даже стирающая головка настоящая, но фильтров-пробок нет. А усилитель записи выполнен на операционных усилителях с низким выходным сопротивлением. Изучение схем других достаточно хороших музыкальных центров и дек солидных фирм показало так же, что в их схемах нет фильтров-пробок.
Возможно фильтры-пробки даже вредны тем, что их индуктивность оказывается включенной последовательно записывающей магнитной головке. Генератор стирания и подмагничивания (ГСП) выполнен на транзисторах VT3 и VT4. Его частота задается контуром, образованным индуктивностью стирающей головки (индуктивность около 250-330 мкГн). Частота составляет около 70 кГц.