Во многих недорогих промышленных охранных устройствах для автомобилей применяются для получения сигнала о ударе по корпусу автомобиля или его качании либо акустические пьезоэлектрические датчики, улавливающие акустические колебания вызванные ударом, либо контактные датчики, состоящие из пары подпружиненных контактов, имитирующих дребезг контактов при ударе или качании кузова.
Практически всем этим датчикам присуще множество недостатков, которые выражаются либо в ложных срабатывниях либо в очень низкой чувствительности. Пъезодатчики - чувствительны к акустике, а контактные датчики удара или вибрации требуют механической юстировки, которая легко разлаживается при изменении окружающей температуры.
В этом смысле, несмотря на "кустарность" более качественно работают самодельные "радиолюбительские" датчики, сделанные из магнитодинамической системы микроамперметра. Преимущество такого датчика перед пьезоэлектрическим в том, что он практически не чувствителен к акустическому шуму или акустическим колебательным процессам в кузове автомобиля. Поэтому он не станет реагировать на грохот проезжающего мимо грузовика или капли дождя. В отличие, же, от контактного датчика, - он не требует механической юстировки. Хотя и у него есть недостаток -может сработать на порыв ветра, упавшую ветку, на все то, что приведет пусть даже к незначительному качанию кузова. Правда, на этот случай есть регулятор чувствительности.
В литературе напечатано достаточно много схем и конструкций инерционных датчиков на базе микроамперметра, ниже приводится еще одна конструкция датчика, предназначенного для работы с простой сигнализацией, рассчитанной на контактные датчики.
Датчик сделан из китайского мини АВО-метра (мультитестера). Сейчас такие приборы на рынке можно приобрести за очень небольшие цены, много ниже цен на измерительные головки микроамперметров. Печатная плата демонтируется, а дорожки переключателя спаиваются так, чтобы получить однофазный переключатель на семь положений.
Измерительная головка тоже переделывается. Снимается прозрачная накладка и удаляется шкала прибора. Под шкалой в пластмассовом корпусе есть углубление. Стрелку укорачивают и утяжеляют шайбой М2 или М3 из латуни или алюминия. Делают это так, чтобы получился маятник, качающийся в этом углублении и не задевающий за корпус и за прозрачную накладку, после её установки на место. Шайбу закрепляют на стрелке, путем намотки в неё стрелки так, как наматывают катушки на ферритовых кольцах.
Теперь рабочее положение прибора - вертикальное, стрелкой-маятником вниз. Схема, показанная на рисунке, монтируется объемным способом в корпусе прибора и на его демонтированной плате. ЭДС, наводимую в рамке измертельной головки Р1 усиливает операционный усилитель А1 до уровня, достаточного для открывания транзистора VT1. Конденсатор С3, резистор R5 и ключ на VT1 выполняют роль формирователя импульсов из переменного напряжения на выходе А1.
Коэффициент усиления А1 (чувствительность датчика) устанавливается переменным резистором R4, включенным в цепи ООС операционного усилителя.
В схеме датчика предусмотрена защита от ложных срабатываний, вызванных порывами ветра, или другими незначительными воздействиями, вызывающими кратковременные качания кузова автомобиля. Степень этой защиты можно выбрать при помощи переключателя S1. В верхнем (по схеме) положении защита практически отключена и срабатывание датчика (открывание транзистора VT2) происходит с первым же импульсом на коллекторе VT1. Переключение S1 вниз (по схеме) увеличивает число импульсов, необходимых для срабатывания, которое на самом нижнем положении будет равно 256. Это совсем не значит, что должно быть именно такое число ударов по кузову. На самом деле, каждое воздействие приводит к некоторому количеству качаний маятника, число которых зависит как от силы воздействия, так и от его амплитуды или продолжительности. Таким образом, можно отстроиться от случайных кратковременных воздействий, не имеющих отношения к попытке взлома или угона автомобиля.
Для того чтобы датчик не срабатывал от накопления в счетчике D2, имеется мультивибратор на элементах D1.1-D1.2 который с периодичностью в 2-3 секунды обнуляет счетчик. Цепь R6-C5 формирует обнуляющие импульсы, чтобы не блокировать датчик на положительной полуволне сигнала с выхода мультивибратора.
Датчик может питаться от источника постоянного тока напряжением 5-15V. Выход с открытым коллектором, может быть подключен на вход охранной системы, предназначенный для охранного датчика, замыкающего на "массу".