Эта сигнализация построенна на одной простой логической КМОП-микросхеме малой степени интеграции - К561ЛЕ6, содержащей всего два логических элемента "4ИЛИ-НЕ". Данная конструкция отличается от всех других подобных схем, предельной детальной проработкой и отличной повторяемостью, проверенной при сборке нескольких таких устройств, номиналы деталей в которых отличались от указанных на схеме на 30-50% и более.
В основе схемы лежит многовходовый RS-триггер, построенный на микросхеме D1. Триггер имеет два приоритетных входа для установки в нулевое состояние (выводы 5 и 4) и три второстепенных входа для установки его в единичное состояние (выводы 9,10 и 11). Первый приоритетный вход для установки в нулевое состояние, - вывод 5, используется для автоматического возврата триггера в нулевое состояние после установки его в единицу, спустя время, заданное цепью R2-C2 (примерно 20 секунд). Это позволяет триггеру работать как реле времени, задающее продолжительность однократного звучания сирены.
Второй приоритетный вход для установки в ноль, - вывод 4, используется для принудительной установки триггера в нулевое положение (на исходную точку) после подачи питания, а так же, для принудительного удержания триггера в этом состоянии в течение времени в несколько секунд, необходимого для выхода людей из салона автомобиля и закрывания всех дверей.
Этот временной интервал задается параметрами цепи C1-R1, кроме этого, данная цепь используется и для идентификации владельца машины, по наличию магнитного брелка, который нужно поднести к установленному за остеклением кузова герконом SG1 (рис. 2). При этом, контакты геркона замыкаются и разряжают конденсатор С1, переводя схему в такое состояние, как если бы было только что включено питание. Фактически, это дает несколько секунд на то, чтобы владелец машины мог попасть в салон и отключить сигнализацию скрытно размещенным в салоне выключателем.
Рисунок 2
Микросхемы серии К561 очень чувствительны к подаче на входы напряжений, по уровню, превышающих напряжение питания микросхемы, а так же, к статическому электричеству. Поскольку, в цепях автомобиля могут быть самые разные импульсные помехи, накачки напряжения и статические разряды, входы охранного устройства демпеферированы каскадами, построенными на биполярных транзисторах (VT1-VT3).
На транзисторе VT1 выполнен демпфер контактного датчика, работающего на замыкание на массу (всем известные дверные выключатели внутрисалонного освещения или дополнительные аналогичные). При замыкании клеммы 3 на общий минус диод VD1 открывается и подает открывающее напряжение на базу транзистора VT1. Напряжение на его коллекторе поднимается с нулевого уровня до уровня логической единицы. И это устанавливается триггер в единичное состояние (если ни на один из его приоритетных входов не поступает лог. единица).
Далее происходит включение сирены при помощи транзисторного ключа на VT4 и VT5. Одновременно с включением сирены напряжение поступает на обмотку реле Р1 (рис.2), которое служит для блокировки системы зажигания автомобиля (размыкающие контакты этого реле включаются в разрыв питания системы зажигания). Диод VD1 в совокупности со стабилитроном VD6 исключает подачу высоковольтных выбросов на базу VT1, конденсатор С3 служит для подавления импульсных помех.
На транзисторе VT2 построен буфер датчика, замыкающего на плюс борт-сети автомобиля (или другого источника, напряжением не менее 8 V). Это может быть контактный механический датчик или электронный или электромеханический датчик (пружинный датчик удара, например). При замыкании клеммы 4 на источник положительного напряжения или при подаче логического (или любого другого) импульса по уровню не ниже 8V.
Это приводит к появлению перепада напряжения на эмиттере VT2, что переводит триггер в единичное состояние. Стабилитрон VD7 служит для ограничения уровня напряжения, поступающего на базу транзистора. Конденсатор С4 подавляет помехи.
Спонсор новости: Resterm Linder - универсальная матовая полироль. Эффективно очищает и полирует поверхности из платика, винила, кожи и резины без разводов и увеличивает срок службы обработанных материалов.