В этой статье предлагается описание несложного охранного устройства для отечественного легкового автомобиля, построенное на трех логических микросхемах K561J1E5 и одном операционном усилителе КР140УД608. Схема очень стабильная и проработанная на практике (собрано несколько таких автосторожей), легко налаживается и при условии, что используются исправные детали, работоспособна уже при первом же включении питания.
Начнем с описания работы. Включение и выключение выполняется при помощи тумблера, расположенного внутри салона автомобиля. Система распознавания «своих» основана на воздействии постоянного магнита, размещенного в брелке от ключей на датчик-геркон, расположенный внутри салона за остеклением кузова (под какой-то наклейкой или тонировкой его будет не видно, а если и видно, то его скорее всего, примут за датчик разбивания стекла). После включения питания из салона или воздействия на геркон система не реагирует на сигналы датчиков в течение 5-10 секунд. При этом, индикаторный светодиод светится постоянным светом. При переходе на режим охраны светодиод начинает мигать.
Датчиков два, - инерционный датчик на основе магнито-динамической системы китайского мини-АВОметра и контактный (дверные выключатели освещения салона). Логических канала тоже два. Канал, получающий сигнал от инерционного датчика включает сирену временно, - на 10-15 секунд, после чего сирена выключается и включится снова, если воздействие на инерционный датчик продолжается. Одновременно с работой сирены мигают фары автомобиля. При воздействии на контактный датчик сирена включается и работает постоянно. Её можно только выключить при помощи магнитного брелка или отключив питание системы. Вместе с сиреной мигают фары, и блокируется система зажигания. Такой долговременный режим работы при реакции на контактный датчик может показаться нерациональным, но срабатывание контактного датчика, установленного в дверном проеме автомобиля, значит, что факт вторжения в салон автомобиля свершился, и здесь, как говориться, нужно стоять до конца, до «последней капли» энергии аккумулятора. Что же касается инерционного датчика, то действительно, он может и давать ложные срабатывания (на кошек, ворон, ветер и т.п.), поэтому и сирена при его срабатывании звучит только 10-15 секунд.
Схема подключения в автомобиле - на рис. 2. Схема подключения показана применительно к автомобилю ВАЗ-2107 (контактная система зажигания).
Рисунок 2Включается сигнализация тумблером S1. Здесь используется тумблер ТВ2-1. Он широко применяется в разных приборах и практически всегда есть в продаже. Особенность тумблера в том, что у него есть две контактные группы, когда одна из них замкнута, - вторая разомкнута. В схеме действуют обе группы. Когда питание включено, замкнута правая (по схеме) группа, а левая (по схеме) разомкнута. При выключении питания правая (по схеме) группа размыкается и отключает схему от источника питания, но левая (по схеме) группа замыкается и ускоряет разрядку всех имеющихся в схеме электролитических конденсаторов. Зачем это нужно? Да, просто, чтобы быстро завершить все переходные процессы, которые, обычно бывают после выключения питания в таких схемах и приводят к самым неожиданным вещам (например, к включению сирены на короткое время или миганию фарами пока С8 не разрядится).
И так, в схеме есть инерционный датчик, сделанный на базе магнито-динамической системы китайского малогабаритного АВО-метра. Напомню только о том, что магнито-динамическая система извлекается из корпуса мини-АВО-метра. Стрелка утяжеляется латунной (или алюминиевой) шайбой М2-М3 (стрелка наматывается в шайбу, как наматывают катушки на ферритовых кольцах). Затем, стрелку дополнительно изгибают, так, чтобы при положении магнито-динамической системы стрелкой вниз получился маятник. Затем, полученный датчик, при помощи несложного кронштейна укрепляется на плате устройства. Рабочее положение - такое, чтобы маятник-стрелка свободно качался.