Речь идет о контрольном устройстве, подобном тому, которое встречается на некоторых автомобилях зарубежного производства, но значительно упрощенном и предназначенном для отечественных автомобилей. Устройство контролирует "закрытость" дверей, багажного отделения и капота, исправность системы смазки и тормозной системы. Устройство снабжено небольшим квази-дисплеем и звуковым сигнализатором.
Дисплей сделан из зеленого оргстекла, и на нем нарисовано (выгравировано с заливкой краской) изображение автомобиля "вид сверху" и размещены четыре контрольные миниатюрные лампочки (такие, как используются для подсветки индикаторных полей на приборном щитке), две по бокам рисунка автомобиля (индикация открытых дверей), одна на капоте рисунка (индикация открытого капота), и одна на поле багажника (индикация открытого багажника). На "крыше" нарисованного автомобиля сделаны мелкие отверстия, и за ними расположен звукоизлучатель.
Алгоритм работы контрольного устройства таков : если открыть дверь, капот или багажник, то на дисплее загорится соответствующая лампочка. Если при этом будет включено зажигание и автомобиль не будет поставлен на ручной тормоз, или не будет удерживаться в заторможенном состоянии нажатой педалью ножного тормоза, то, дополнительно к зажиганию лампочек, включится и непрерывный звуковой сигнал высокого тона. Если, же, машина заторможена, то звукового сигнала не будет.
При возникновении неисправности в системе смазки или в тормозной системе, при включенном зажигании, раздается прерывистый звуковой сигнал, информирующий о аварийной ситуации.
Принципиальная схема контрольного блока показана на рисунке. На этом же рисунке показан примерный вид дисплея. Лампочки Н1-Н4 расположены на этом дисплее. При открывании двери у автомобиля "Жигули" замыкаются контакты включения внутрисалонного освещения, они замыкают провод от ламп освещения на "массу". В данной схеме к этому проводу подключается еще и клемма "Двери". Поэтому, при открывании двери, открывается диод VD1 и зажигаются миниатюрные лампы Н1 и Н2. Расположение этих ламп показано на рисунке дисплея.
На капот и багажник необходимо установить такие же микровыключатели, как установлены на заводе в дверных проемах. Сделать это несложно. Когда багажник и капот закрыты кнопки этих микровыключателей должны быть прижаты. Эти микровыключатели развязаны от контрольного устройства диодами VD2 и VD3, поэтому их же можно использовать и как датчики для охранной сигнализации. При открывании капота загорится лампа НЗ, а при открывании багажника Н4. Если, при этом, зажигание двигателя выключено, то все дело этим и ограничится, поскольку на логическую схему питание поступает от замка зажигания (клемма +12V).
Если зажигание включено, то на логические микросхемы поступает питание +8V через интегральный стабилизатор D3. Тогда, при открывании дверей, капота, багажника, будут открываться так же и диоды VD8, VD9, VD10. Это приведет к тому, что на одном или нескольких входах элемента D1.1 появится логический нуль. Стабилитроны VD15-VD17 защищают входы микросхемы от различных помех и выбросов, которые могут быть в цепях электрооборудования автомобиля во время работы двигателя.
На выходе элемента D1.1, при этом, будет единица. Если на выводы 1 и 2 D1.2 поступает тоже единица, то на выходе D1.2 будет ноль, диод VD12 откроется, и запустит мультивибратор на элементах D2.3 и D2.4. Из пъезокерами-ческого звукоизлучателя В1 раздастся непрерывный звук . Но это будет возможно только, если на выводы 1 и 2 D1.2 подается единица. А для этого необходимо, чтобы автомобиль не был заторможен, то есть не должны гореть лампы фар "стоп" и не должна гореть контрольная лампочка стояночного тормоза. Происходит это следующем образом. При нажатии на педаль тормоза у автомобиля автоматически включаются "стоп-сигналы" на задних фарах.
Пока педаль не нажата, напряжение на лампах "стоп-сигнала" равно нулю и диод VD6 открыт через сопротивление этих ламп. Если VD6 открыт, то на соединенных входах D1.3 будет логический нуль, а на выходе этого элемента будет единица. Диод VD11 будет закрыт и через R6 на выводы 1 и 2 D1.2 поступает напряжение уровня логической единицы. И контрольное устройство звучит. Если же нажать на тормоз, то звук прекратится. Аналогично и с ручным тормозом. Клемма "Ручник" подключается к микровыключателю ручного тормоза. Когда ручной тормоз отпущен контакты этого микровыключателя разомкнуты, и диод VD7 закрыт. Через R6 напряжение высокого уровня поступает на выводы 1 и 2 D1.2 и звуковой сигнал включается. Если ручной тормоз "затянуть", то его контакты замкнутся, диод VD7 откроется, и на выводах 1 и 2 D1.2 будет нуль, — звучание зуммера будет невозможно.
Таким образом, если открыты двери, багажник, капот, и при этом включен двигатель и машина не заторможена, то помимо световой сигнализации на дисплее, раздается еще и звуковой предупредительный сигнал. Если же зажигание выключено, либо машина заторможена, то предупредительного звукового сигнала не будет, а будет только световая сигнализация на дисплее.
Контроль за исправностью системы смазки и тормозной системы осуществляется при помощи клемм "Масло" и "Торм.". Эти клеммы подключаются к соответствующим датчикам автомобиля (датчики, при возникновении неисправности должны замыкать эти клеммы на "масс/*). При этом напряжение на выводе 1 элемента D2.1 падает до уровня логического нуля и мультивибратор на D2.1 и D2.2 запускается и начинает вырабатывать импульсы, частотой, примерно 2-3 Гц. Эти импульсы посредством диода VD13 периодически запускают мультивибратор на D2.3 и D2.4, и звуковой излучатель издает прерывистый тревожный сигнал, который должен предупредить водителя о возникновении неисправности в системах автомобиля.
Микросхемы питаются стабилизированным напряжением 8 V, уровни напряжения, поступающие на входы микросхем от систем автомобиля ограничены на этом же уровне, так что, вместо микросхем серии К561 вполне возможно применение аналогов серии К176, или импортных аналогов.
Пъезокерамический звукоизлучатель ЗГИ можно заменить любым другим аналогичным. Если имеется только электромагнитный или электродинамический излучатель, можно применить и его, но импульсы на него необходимо подавать через промежуточный транзисторный ключ (с выхода D2.3, через резистор 3-15 кОм на базу транзистора - ключа).
Диоды КД522 можно заменить на КД521. Тип диодов VD1-VD3 в большой степени зависит от мощности применяемых ламп Н1-Н4. Если использовать лампы на 12 V / 0,02 А, то годятся диоды КД522, но при более мощных лампах диоды тоже должны быть мощнее (КД105, КД208, КД209). Стабилитроны Д814Б-1 можно заменить на Д814В-1, Д818А-1, или другие, включая импортные, несимметричные, на напряжение 8-9 V. Стабилитроны нужны исключительно для защиты микросхем от поражения выбросами напряжения в электросетях автомобиля. Диод КД105 (VD20) может быть КД208, КД209, КД226, Д226.
Не исключается замена ламп яркими светодиодами, но светодиоды нужно подключать через токоограничивающие резисторы. Интегральный стабилизатор "7808" можно заменить на КР142ЕН8А или на другой, на напряжение 8-9 V. Можно собрать параметрический стабилизатор на стабилитроне, резисторе и транзисторе типа КТ503.