В настоящее время выделилось два подхода к конструированию аналоговой звукоусилительной аппаратуры. Первый из них — традиционный. Он ставит во главу угла, прежде всего, достижение по возможности более высоких технических характеристик. При этом предполагается, что высокие технические характеристики автоматически гарантируют и высокое качество звучания. К настоящему времени общепринятым для такого подхода стало построение усилительного тракта на основе схемотехники операционных усилителей (ОУ), охваченных глубокой отрицательной обратной связью (ООС), что позволяет добиться превосходных технических характеристик.
Однако оказалось, что однозначной корреляции между техническими параметрами устройств и качеством их звучания нет. Зачастую звучание простых ламповых усилителей с убогими по нынешним меркам техническими характеристиками уверенно предпочитается искушенными слушателями звучанию транзисторных устройств с весьма высокими, казалось бы, параметрами. Удовлетворительного объяснения этому нет до сих пор.
Косвенными свидетельствами кризиса традиционного подхода являются так называемый "ламповый ренессанс", рост числа сторонников ламповой аудиотехники и намного более высокие цены ламповой аудиоаппаратуры по сравнению с транзисторной. Наряду с этим продолжается совершенствование схемотехники транзисторных аудиоусили-телей в погоне за качеством звучания, в попытках добиться все более и более высоких характеристик и "переиграть" ламповых конкурентов, хотя, казалось бы, совершенствовать уже нечего.
Сторонники второго подхода указывают на то, что аудиоаппаратуру разрабатывают в конечном счете для слушателей, а не "для вольтметров", поэтому технические характеристики не должны быть самоцелью, а основным критерием качества должно быть субъективное качество звучания. Основными причинами ухудшения качества звучания считают применение в аудиотракте большого числа полупроводниковых приборов (в первую очередь биполярных транзисторов), имеющих большую нелинейность передаточных характеристик, а также неудачное сочетание нелинейных усилительных устройств и глубокой обратной связи.
Это приводит к разнообразным отрицательным эффектам, например, появлению динамических искажений [1], возрастанию относительного уровня гармоник высокого порядка [2] и т.д. Подробный анализ этих эффектов выходит за рамки данной статьи. Интересный обзор литературы по этой теме и анализ ряда эффектов даны в работе [3]. К числу девизов сторонников второго подхода относятся отказ (по возможности) от применения ООС, транзисторов (особенно биполярных) и максимальное упрощение усилительного тракта, идущее, как правило, в ущерб техническим характеристикам устройств, а также повышенное внимание к качеству пассивных элементов тракта.
Схемотехника здесь практически не развивается, более того, наблюдаются упрощение и применение схемных решений 20-х годов прошлого века, что косвенно говорит об их самодостаточности. Этот подход, бывший поначалу чисто интуитивным, получил в последнее время научное обоснование в виде результатов исследований в области психоакустики, в частности, посвященных изучению свойств слухового аппарата человека [3—8]. Вот основные результаты, имеющие отношение к построению "прозрачного" для слушателя аудиотракта.