При перегоне автомашин или «коллективных» поездках на нескольких автомашинах, несмотря на современное развитие средств мобильной связи, существует проблема оперативной связи между водителями. Дело в том, что пользоваться, в таком случае, мобильным телефоном (который сейчас есть у всех и каждого) не всегда удобно. Автотрасса, по который вы движетесь, может быть вне зоны сотовой связи, а если и в зоне, то «поболтать от скуки» может оказаться довольно накладно.
Покупка же автомобильных радиостанций гражданской связи не всегда может быть оправдана с экономической точки зрения.
В связи с этим, хочу предложить, на мой взгляд, оригинальный способ радиосвязи между водителями двух автомашин, движущихся по автотрассе на относительно небольшом расстоянии друг за другом (до 100 метров). Идея в том, чтобы систему радиосвязи создать, используя два маломощных радиомикрофона на УКВ-ЧМ или FM диапазоны в совокупности с автомобильными радиоприемниками или магнитолами.
Предположим, необходимо обеспечить связь между двумя автомобилями, движущимися по трассе на небольшом расстоянии другом за другом. Водитель каждого автомобиля получает по радиомикрофону. Затем водители должны по контрольным сигналам настроить сначала радиомикрофоны на разнесенные но свободные от радиовещания участки УКВ или FM диапазона, а затем, каждый водитель настроит приемник своей автомагнитолы на сигнал радиомикрофона другого водителя. Если микрофоны будут обустроены гарнитурами, позволяющими расположить их в непосредственной близости ото рта говорящего, то, при условии работы на разнесенных частотах, можно обеспечить достаточно качественную дуплексную связь.
Принципиальная схема радиомикрофона показана на рисунке. Она состоит из двух модулей, - передатчика и модулятора, соединяемых трехпроводным экранированным кабелем через разъемную пару Х1.
Передатчик желательно расположить в удаленной от антенны магнитолы части автомобиля. Если антенна магнитолы расположена на переднем крыле или переднем стекле легкового автомобиля, то передатчик оптимально расположить возле заднего стекла автомобиля. Антенна передатчика представляет собой симметричный вибратор состоящий из двух телескопических штырей, размеры штырей меньше расчетных, но снижение, из-за этого, излучаемой ими напряженности поля компенсируется некоторым запасом мощности передатчика. Модулятор желательно сделать миниатюрным и снабдить головной гарнитурой.
Передатчик двухкаскадный, - состоит из автогенератора ВЧ на транзисторе VT2 и низкочастотного усилителя на VT1. Частота генерации автогенератора устанавливается контуром L3-C8-C7-VD1-VD2. Варикапы служат для частотной модуляции, они входят в состав контура и напряжение на них меняет частоту настройки контура. Управляющее напряжение на варикапы поступает с коллектора VT1. а на его базу модулирующее напряжение НЧ поступает от микрофона или контрольного генератора модулятора. Транзистор VT2 выполняет функции задающего генератора и усилителя мощности. Как задающий генератор он работает по схеме с общим коллектором. Обратная связь необходимая для возникновения генерации возникнет между его эмиттером и базовой целью, в которой включен контур L3-C8-C7-VD1-VD2.
Как усилитель мощности каскад на VT2 работает по схеме с общим эмиттером. Выходное напряжение ВЧ снимается с его коллектора и выделяется последовательным контуром C11-L6. В антенну ВЧ поступает через катушку связи L7. Дроссель L4 препятствует прониканию ВЧ помех от генератора в электросеть автомобиля. Дроссели L1 и L2 препятствуют прониканию ВЧ помех в низкочастотную часть схемы.
Модуль модулятора состоит из электретного микрофона М1 с регулятором чувствительности R4 и контрольного генератора на микросхеме D1, который используется при предварительной настройке на частоты в УКВ или FM диапазоне. Для этого нужно включить S1. Через него поступит питание на микросхему D1, на которой сделан генератор прерывистого тона. Выходные импульсы через конденсатор С3 поступят на R4 и далее на схему модуляции. Импульсы имеют логическую амплитуду, но резисторы R3-R4, вместе с выходным сопротивлением микрофона М1, образуют делитель, понижающий их уровень. При приеме контрольного сигнала (включен S1) из приемника будет звучать прерывающийся звук частотой около 1000 Гц с частотой прерывания около 0,5-1 Гц.