Не секрет, что тахометр не является обязательным прибором, должным быть на приборной панели автомобиля. Но, прибор полезный, особенно при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, например при движении в пробках в гору. Можно обходится и без него, контролируя частоту вращения по звучанию двигателя, но это годится только для отечественных автомобилей. - двигатели большинства современных иномарок, даже дешевых, работают почти бесшумно.
Казалось бы. проблема легко решается, - в магазинах есть широкий выбор электронных тахометров. Но пробпема в том, что практически все они рассчитаны на отечественные автомобили, вернее, на автомобили с 4-х (ВАЗ, ИЖ, ГАЗ) или 2-х («Ока») цилиндровыми двигателями. Сейчас же в страну поступает много недорогих иномарок с трехцилиндровыми двигателями («Матиз», «Спарк», «Свит»), а так же более дорогие с 5-ти или 6-ти цилиндровыми. Естественно, число вспышек зажигания за один оборот здесь будет совсем другим
Разработанный мной тахометр предназначен для трехцилиндрового автомобиля, но может с успехом использоваться на любом бензиновом автомобиле с любым числом цилиндров. Период, в течение которого производится подсчет импульсов зажигания здесь устанавливается параметрически. - при помощи подстроечного резистора (при желании, его можно заменить постоянным, после того как в процессе налаживания будет определено необходимое сопротивление). Это, конечно, влияет на точность измерения, но для обычной эксплуатации такая точность достаточна.
Принципиальная схема тахометра показана на рисунке. Схема представляет собой упрощенный частотомер, с измерительным счетчиком считающим «через раз» и дешифратором на двух ППЗУ К155РЕЗ, в которых внесены коды преобразования пятиразрядного двоичного кода с выхода измерительного счетчика в коды для обслуживания двух семисегментных светодиодных индикаторов.
Максимальное число счета для пятиразрядного счетчика на D2 равно 32, но дешифратор на ППЗУ D3 и D4 запрограмирован так, что индикация производится не через раз. а через два. То есть, так - 0, 2, 4, 6, 8, и т.д. В результате показания на индикаторном табло хотя и идут через одно значение, но показывают от «00» (0 об.) до «62» (6200 об.).
А теперь о работе прибора. Импульсы с выхода коммутатора зажигания поступают через резистор R1 на один из входов элемента D1.1. Стабилитрон VD1 защищает вход элемента от перенапряжения. Через этот элемент импульсы поступают на измерительный счетчик на D2, но только тогда, когда на втором входе D1.1 логическая единица.
Управляет схемой мультивибратор на элементах D1.2-D1.3. Измерение происходит во время положительной полуволны его выходного напряжения, а индикация, - во время отрицательной. Время индикации фиксированное. - около 0.5 секунды, а продолжительность положительной полуволны можно установить подстроечным резистором R2.