Многие автолюбители среди прочего инструмента возят с собой недорогой мультиметр типа М830, либо держат его в гараже. Прибор конечно очень нужен, особенно если в дороге что-то поломалось из электрики, но он, хотя и портативный, но больше подходит для домашнего хранения.
Особенно страдает 9-вольтовая батарейка, которая после перепада от сильного мороза, до температуры прогретого печкой машины бардачка теряет существенную долю емкости. А прибор нужен такой, чтобы в любой момент был готов к работе.
Вот и приходит в голову запитать мультиметр от «прикуривателя», как переносную лампу. Конечно, кажется все просто, можно стабилизатором понизить напряжение до 9V и подключить вместо «Кроны»... Но если при этом мы будем делать измерения в цепях машины, то есть, в цепях источника питания, то показания будут непредсказуемыми. Да и сам мультиметр можно испортить таким обращением.
Получается, что источник питания мультиметра должен быть гальванически развязан от электроцепей автомобиля. Сделать это можно используя схему импульсного преобразователя с промежуточным трансформатором.
Так как ток, который потребляет мультиметр очень мал, то и источник может быть маломощным. На рисунке показана схема источника на основе КМОП-микросхемы К561ЛН2. В этой микросхеме шесть инверторов с выходами повышенной мощности. На ней здесь сделан задающий импульсный генератор импульсов частотой около 100 кГц и выходной буферный каскад.
Задающий генератор построен на элементах D1.1 и D1.2 по схеме мультивибратора. Частота генерации установлена цепью С1 R1. Оставшиеся четыре инвертора собраны параллельно и представляют собой выходной буферный каскад. Параллельное включение элементов позволяет получить повышенную мощность на выходе.
Импульсы с соединенных вместе выходов D1.3-D1.6 поступают через разделительный конденсатор С2 на первичную обмотку ВЧ-трансформатора Т1. Со вторичной обмотки переменное напряжение поступает на выпрямитель VD1-C3 и параметрический стабилизатор R2-VD2, поддерживающий выходное напряжение на уровне 9V-
Трансформатор Т1 намотан на ферритовом кольце размерами 10x6x5мм из феррита 2000НМ. Предварительно кромки кольца нужно сгладить мелкой шкуркой чтобы о них не разрушалась изоляция обмотки. Затем кольцо промазать тонким слоем эпоксидного лака. И после высыхания намотать две обмотки. Первичная содержит 30 витков, вторичная 60, обе обмотки намотаны проводом ПЭВ 0,12 (или около того). Обмотки расположены на противоположных сторонах кольца.