Практически во всех современных и не очень современных зарубежных автомобилей, а так же у некоторых новых отечественных есть индикатор состояния дверей, который перед началом поездки показывает какие двери открыты, а так же если открыт капот или багажник. Этот индикатор выполнен как самостоятельное устройство, или является частью бортового компьютера.
К сожалению, в «Жигулях» такое полезное устройство встречается крайне редко. Но его можно сделать самостоятельно, очень просто и вполне эффективно, использовав в качестве индикаторного дисплея обычный стандартный одноцифровой семисегментный светодиодный индикатор.
Используются шесть сегментов из семи. Обратите внимание, если сегменту «А» присвоить индикацию капота, сегменту «О» -багажника, сегментам «В» и «С» - двух правых дверей, а сегментам «F» и «Е» - двух левых дверей, то получается весьма наглядная картинка. Если все закрыто, то все шесть сегментов горят, а если какие-то сегменты погасли, значит открыты или неплотно закрыты соответствующие двери, капот или багажник.
Принципиальная схема индикатора показана на рисунке. Для него используются имеющиеся в машине контактные датчики в дверных проемах, а так же под капотом и в багажнике. Эти датчики используются для включения освещения салона, моторного отсека, багажника, а так же для системы сигнализации. Чтобы через внешние цепи не происходило замыкание сегментов индикатора датчики нужно «развязать» диодами VD1-VD6, включив их последовательно в цепи датчиков. На сегментные ключи нужно снимать непосредственно с датчиков, а на осветительные цепи автомобиля - с анодов этих диодов.
Так как при открывании соответствующий датчик замыкается на «массу» (минус питания) автомобиля, то для того чтобы соответствующий сегмент индикатора гас, потребовались транзисторные инверторы на VT1-VT6. Когда датчики разомкнуты на базы этих транзисторов поступают открывающие токи через их базовые резисторы и осветительные цепи автомобиля. Транзисторы открываются и подают ток на сегменты. При открывании двери, капота, багажника соответствующий датчик замыкается. Он шунтирует базовую цепь, и соответствующий транзистор закрывается, а сегмент гаснет.
Для того чтобы индикатор работал только в рабочем состоянии автомобиля цепь «+12V» нужно подключить после замка зажигания. Если нужно чтобы индикация было всегда - подключите эту цепь непосредственно к положительной клемме аккумулятора.
Светодиодный индикатор - любой семисегментный одноцифровой индикатор с общим анодом. Диоды 1N4004 можно заменить любыми выпрямительными диодами на ток не ниже 0,5А, например, КД105, КД226. Транзисторы КТ315 - с любой буквой.
Монтаж транзисторов можно выполнить прямо на выводах индикатора. Монтаж диодов - на контактах автомобильных датчиков-выключателей (S1-S6).