В большинстве автомобилей для освещения салона используются светильники с лампами накаливания. Плафон, установленный на потолке, включается расположенным на нем выключателем или контактным датчиком, расположенным в дверном проеме, который замыкается при открывании двери. При этом включение и выключение света происходит моментально, что не всегда желательно. Да и лампа накаливания берет большой ток и сильно нагревается.
Сейчас есть сверхяркие светодиоды белого цвета свечения, которые вполне можно использовать за основу внутрисалонного светильника. Они способны дать яркость не хуже лампы накаливания, но берут значительно меньший ток и значительно меньше нагреваются при работе. На рисунке показана схема светильника на светодиодах, с встроенным таймером, дающим задержку выключения светильника если двигатель машины не работает. Собственно светильник состоит из девяти сверхярких светодиодов HL1-HL9, включенных цепями по три последовательно с токоограничивающими резисторами. Здесь работают светодиоды неизвестной марки.
Известно только что их номинальный ток равен 20mA и при таком токе падение напряжения на одном светодиоде составляет около 3V. Исходя из этого и сделаны цепи по три светодиода, так чтобы суммарное напряжение падения было не более 10V (минимум бортовой сети автомобиля), а резисторы R1-R3 ограничивают ток. Если рассматривать схему без таймера, то светильник состоит из блока светодиодов HL1-HL9, R1-R3 и двух выключателей S1 и SD1.
Выключатель S1 служит для ручного включения светильника, a SD1 - это цепь контактных дверных датчиков, имеющихся в автомобиле. В принципе, можно так и установить. Но чтобы при закрывании двери при выключенном двигателе светильник гас с задержкой в схеме есть таймер на D1.
При замыкании датчика SD1 происходит не только включение светодиодов, но и заряд конденсатора С1 через R4 и VD1. Это создает напряжение логического нуля на выводе 1 D1.1. Если при этом зажигание выключено, то на выводе 2 D1.1 тоже логический ноль. На соединенных вместе выходах D1.3 и D1.4 будет логическая единица, которая откроет транзистор VT1.
Теперь, если дверь закрыть (датчик SD1 выключается), то логический ноль на выводе 1 D1.1 будет поддерживаться еще несколько десятков секунд пока идет разрядка С1 через R5. В течение этого времени VT1 будет открыт и ток на светодиоды будет поступать через него. Затем, после того как С1 разрядится VT1 закроется.
При включении зажигания возникает логическая единица на выводе 2 D1.1. Это приводит к блокировке таймера, и он перестает влиять на работу светильника. Таким образом, таймер работает только тогда, когда зажигание выключено.