Даже если вы автолюбитель с многолетним стажем, и всю жизнь безаварийно ездите на «Жигулях», то пересев на «Газель» или другой грузовик, вы почувствуете себя «чайником» возле первой же погрузочной платформы. Чтобы подъехать к «заветному окошку» вплотную, вам потребуется помощник или вы сами будете многократно выскакивать из-за руля и бежать посмотреть сколько там еще сантиметров осталось.
В конечном итоге можно основательно «приложиться» кузовом к бетонному основанию или железным воротам, вызвав всеобщее веселье «погрузочно-разгрузочного» персонала.
«Приложившись» первый раз, я в этот же вечер сделал несложное приспособление (см. рисунок), которое установил под кузовом своего автомобиля. Приспособление представляет собой водопроводную пластмассовую трубу диаметром около 30 мм (от сантехники), внутрь которой вставлена деревянная палка, такого диаметра, что она легко вдвигается в эту трубу. Где-то на двух третях длины трубы на трубу надет деревянный брусок, в котором выпилено такое отверстие, чтобы его можно было плотно надеть на трубу. Затем, в этом бруске просверлено отверстие поперек трубы, сквозное, через диаметр трубы (просверлен и брусок и труба). Диаметр этого отверстия 3,5 мм, - такой чтобы в него с одной стороны можно было установить сверхяркий светодиод, а с другой, - фототранзистор в аналогичном «светодиодном» корпусе. Во время движения труба закрыта крышкой, чтобы внутрь не попадала вода и грязь.
Если нужно «пришвартоваться», я снимаю крышку и устанавливаю в трубу палку (можно заготовить несколько палок разной длины, - на разное расстояние приближения), так чтобы она не перекрывала оптическую связь между светодиодом и фототранзистором, но была направлена на объект, к которому нужно приблизиться. Включаю тумблер (S1) установленный в кабине грузовика, и начинаю неспешное движение задним ходом. В определенный момент палка упирается в препятствие, к которому нужно приблизиться и начинает углубляться внутрь трубы. Как только будет достигнуто необходимое расстояние между кузовом и препятствием палка перекроет оптическую связь между фототранзистором и светодиодом. Это приведет к включению звукового сигнала, говорящего о том, что нужно остановиться.
Схема показана на рисунке. Пока палка не перекрывает оптическую связь, свет от светодиода HL1 поступает на фототранзистор VT1 и его сопротивление «эмиттер-коллектор» низко, на выводе 1 микросхемы уровень высокий и мультивибратор на двух элементах этой микросхемы заблокирован. Когда палка вдвигается так, что перекрывает оптическую связь, сопротивление «эмитер-коллектор» VT1 возрастает и напряжение на выв. 1 микросхемы падает, мультивибратор запускается и теле-фон В1 издает звук.
Микросхема - К561ЛЕ5, марки фототранзистора и светодиода не известны. Светодиод сверхяркий белого света. Телефон В1 - от старого телефонного аппарата, можно использовать любой телефон или динамик.
Налаживание заключается в подборе сопротивления R3, так чтобы, когда палка выдвинута устройство «молчало», а при её вдвигании и перекрытии ею оптической связи, - пищало.
Признаюсь, - это третий вариант «дальномера», первая идея была использовать обычные контакты, но это оказалось не надежным, вторая, - система «магнит - гepкон, но палка с магнитом поворачивалась, ориентация магнитного поля менялась и геркон не срабатывал. Так что, третий вариант, - с оптическим датчиком оказался оптимальным.
Пробовал схему и с отражением ИК-луча от поверхности, но оказалось, её работа сильно зависит от цвета и состояния поверхности.