Во многих современных автомобилях есть схема замедленного выключения света в салоне. То есть, свет включается фазу при открывании двери, но если двигатель машины не работает, то при закрывании двери он выключается не сразу, а через некоторое время. Это очень удобно, потому что пока вы ищите ключи зажигания и замок свет горит, и не нужно чтобы поддерживать его включенным придерживать дверь открытой.
К сожалению, в отечественных машинах такая «опция» встречается не часто.
На рисунке показана очень простая схема замедления выключения света для переднеприводных машин «ВАЗ». Как известно, у них в центре салона на потолке расположен один плафон. Свет можно включить наклоном его крышки рукой (она работает как клавиша выключателя) или открыв дверь машины. Вся схема плафона состоит из лампы Н1 и переключателя S1. В не нажатом состоянии он как показано на схеме. При этом при открывании двери включается имеющийся в машине дверной выключатель, обозначенный на схеме как SD1.
Дополнительная схема состоит из электромагнитного реле К1, логического элемента микросхемы D1 и ключа на VT1.
Левый по схеме вывод резистора R5 подключается к выходу замка зажигания. Когда зажигание выключено напряжение на выходе замка зажигания равно нулю. Соответственно на соединенных вместе выводах 3,4,5 D1 - логический ноль.
Пока транзистор VT1 закрыт реле выключено и его контакты находятся в положении, показанном на схеме (то есть подключают S1 к SD1).
При открывании двери машины замыкается датчик SD1 и через его контакты на лампу поступает ток. Одновременно происходит разрядка конденсатора С1 через R4 и напряжение на С1 падает до нуля. На выводе 2 D1 возникает логический ноль. Если двигатель не работает (зажигание выключено) то и на других входах D1 будут нули. На выходе D1 появляется единица, транзистор VT1 открывается и включает реле К1. Это реле отключает S1 от датчика положения двери SD1 и напряжение на конденсаторе С1 еще некоторое время будет ниже порога логической единицы. Конденсатор С1 медленно заряжается через R1, и через некоторое время напряжение на нем достигнет порога логической единицы. Как только это произойдет на выходе D1 установится логический ноль и транзистор VT1 закроется. Реле выключится и выключит лампу Н1.
Таким образом, после закрывания двери свет в салоне поддерживается включенным еще в течение времени зарядки конденсатора С1 через R1 до порога логической единицы. Установить задержку можно подбором сопротивления резистора R1.
Теперь другая ситуация, - зажигание включено При включении зажигания на соединенных вместе выводах 3, 4, 5 D1 будет напряжение высокого уровня. Это значит, что независимо от уровня на выводе 2 D1. на его выходе будет ноль. Реле выключено и никак не влияет на работу светильника.
Схема сделана для а/м ВАЗ. Возможно, подходит и для других машин.
Реле К1 - малогабаритное с обмоткой на 12V и сопротивлением обмотки 240 Ом Можно подобрать другое реле с обмоткой на 12V и сопротивлением не менее 200 Ом.