Отопитель автомобиля состоит из жидкостного радиатора, через который протекает горячая охлаждающая жидкость (тосол, антифриз), и вентилятора, который прогоняет воздух, поступающий извне через этот радиатор, и в салон. Регулируется печка двумя органами, - краником, который изменяет напор жидкости, протекающей через радиатор печки, и переключателем, регулирующим скорость вращения вентилятора.
В большинстве отечественных автомобилей последний пункт оставляет желать лучшего. «Жигулевский» вентилятор печки - «агрегат» шумный и занудный. При работе зачастую издает звук, сравнимый со звуком старого отечественного пылесоса «Буран». А положений регулировки всего-то три.
Например, у даже весьма современного по отечественным меркам автомобиля ВАЗ-2110, вентилятор печки даже на минимальном положении работает слишком производительно и шумно. И уменьшить его частоту вращения никак не возможно, даже в автоматическом режиме его частота вращения не снижается, а просто происходит периодическое выключение (как у холодильника). Тем не менее, вентилятор - обычный коллекторный двигатель постоянного тока, и организовать плавную регулировку его частоты вращения в достаточно широких пределах совсем несложно, если использовать широтно-импульсный модулятор тока, протекающего через него.
Идея в том, чтобы управлять вентилятором не при помощи переключателя, а установив вместо него (или вместе с ним) переменный резистор с выключателем. Регулировка будет плавная от максимальной скорости вращения вентилятора до некоторой минимальной, а при дальнейшем повороте ручки переменного резистора в сторону уменьшения питание мотора вентилятора печки будет полностью выключаться.
В общем, все по привычному алгоритму регулировки громкости с выключением, только вместо громкости - регулировка вентилятора (впрочем, и о громкости -актуально, учитывая рев с которым работает вентилятор на больших оборотах).
Принципиальная схема показана на рисунке в тексте. Импульсы, широту которых можно регулировать переменным резистором, генерирует мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 микросхемы К561ЛН2. Здесь желательно использовать именно К561ЛН2, а не инверторы, например, микросхем К561ЛА7, К561ЛЕ5, потому что выходы инверторов К561ЛН2 наиболее мощные, к тому же их не четыре, а шесть. Это позволяет собрать мультивибратор на двух элементах, а на оставшихся шести сделать мощный буфер, -драйвер мощного полевого ключевого транзистора VT1.