Давно известно, что после выключения горячего двигателя, температура охлаждающей жидкости в котором на пределе, происходит прекращение её циркуляции из-за того что перестает работать водяная помпа, что очень отрицательно сказывается на состоянии двигателя. Дело в том, что наиболее горячие его зоны (вблизи стенок камер сгорания) начинают передавать тепло менее нагретым участкам.
Картина термических напряжений меняется не в лучшую сторону, вследствие чего может наступить опасное коробление таких дорогих деталей, как блок цилиндров и головка блока.
Для того чтобы этих негативных явлений не происходило во многих автомобилях система управления вентилятором обдува радиатора работает независимо от включенного или выключенного состояния двигателя. Либо работает некоторое время (до минуты) после выключения двигателя, а потом уже отключается. В результате, при выключении нагретого до предельной температуры двигателя вентилятор обдува радиатора продолжает некоторое время работать, обдувая радиатор и охлаждая в нем жидкость. Плотность жидкости увеличивается и она опускается, а на её место поступает более горячая. Это обеспечивает циркуляцию жидкости в системе двигателя несмотря на то что водяная помпа не работает, и понижает температуру двигателя, не допуская его перегрева.
В карбюраторных отечественных автомобилях для обеспечения данного режима работы было достаточно подключить схему вентилятор-термодатчик непосредственно к плюсу аккумулятора, сделав питание этой схемы независимым от включенного или выключенного состояния системы зажигания В инжекторных автомобилях модельного ряда 2110 питание на электромотор вентилятора по плюсу поступает до замка зажигания, что хорошо, но управляет реле включения вентилятора ЭБУ (электронный блок управления), который при выключении зажигания так же выключает и электромотор вентилятора. В результате возникают вышеописанные негативные условия, которые могут привести к повреждению или быстрому износу деталей двигателя. А всего-то надо ввести задержку выключения электровентилятора, хоты бы на 30-40 секунд.
На рисунке ниже показана штатная схема вентилятора, - мотор через разъем подключается положительным полюсом к положительной шине питания (практически, к аккумулятору), а отрицательный полюс идет к реле ЭБУ, которое включает вентилятор. Чтобы ввести задержку выключения нужно собрать схему, показанную на рисунке 2, и включить её между колодками соединительного разъема (потребуется приобрести еще один комплект разъема).
Теперь происходит следующее. При подаче ЭБУ команды на включение вентилятора радиатора контакты реле, включенного на выходе ЭБУ замыкают конденсатор С1 разряжая его полностью. На входе триггера Шмитта D1.1-D1.2 возникает ноль, ноль будет и на его выходе. А на выходе инвертора на двух параллельно включенных элементах D1.3 и D1.4 будет логическая единица. Напряжение с выходов D1.3 и D1.4 поступает на базу VT1 и ключ на транзисторах VT1 и VT2 открывается, подавая ток на обмотку реле К1. Контакты этого реле замыкаются и подают ток на электромотор вентилятора М.
После того как ЭБУ выключает вентилятор (после того как контакты реле на выходе ЭБУ размыкаются) напряжение на С1 еще некоторое время держится на уровне логического нуля. С1 постепенно заряжается через R1 до порога переключения триггера Шмитта D1.1-D1.2. На это уходит времени около 30-40 секунд (зависит от емкости С1 и сопротивления R1). После чего триггер Шмитта переключается в единичное состояние, а на выходах элементов D1.3 и D1.4 возникает ноль. Ключ VT1-VT2 закрывается и посредством реле К1 выключает вентилятор М1.