Правила дорожного движения требуют включения ближнего света фар в светлое время суток при движении по шоссе. Если по работе приходится часто пересекать городскую черту, например, ездить между офисом и складом, то приходится ездить практически всегда с включенными фарами. Но на относительно короткие дистанции. Каждый раз ставя машину на стоянку нужно не забывать выключать фары, так как это может привести к разрядке аккумуляторной батареи и последующим проблемам с пуском двигателя.
Вариант, показанный на рисунке ниже, имеет и недостатки, в частности состоящие в том, что ближний свет включается сразу же после включения зажигания, то есть, подгружает аккумулятор перед пуском, и в том что свет выключается одновременно с выключением зажигания, что не желательно с точки зрения безопасности движения. На рисунке выше показана схема, которая вносит задержу в процесс включения ближнего света и его выключения. С этой схемой ближний свет включается автоматически примерно через 7-10 секунд после включения двигателя, и выключается тоже автоматически, но примерно через 40-50 секунд после выключения двигателя. При включении зажигания напряжение от замка зажигания через R2 начинает заряжать конденсатор С1. На зарядку до уровня логической единицы уходит примерно 7-10 секунд (зависит от R2). После этого триггер Шмитта D1.1-D1.2 переходит в состояние единицы и ключ VT1-VT2 открывается, включая реле К4 (реле ближнего света фар). При выключении зажигания конденсатор С1 разряжается через R1 и R2, на что уходит примерно 40-50 секунд. После разрядки С1 до логического нуля триггер Шмитта D1.1-D1.2 переходит в нулевое состояние и ключ VT1-VT2 закрывается, выключая реле К4 (реле ближнего света фар). Желаемые интервалы времени можно установить подбором сопротивлений резисторов R1 и R2.
|