Данное охранное устройство предназначено для установки на любой отечественный автомобиль. Устройство работает с четырьмя и более контактных датчиков (датчики дверей, капота, багажника), а также с датчиками включения зажигания. Возможно применение электронных датчиков (инерционных или акустических), необходимо чтобы в дежурном состоянии на их выходах был уровень единицы, а при срабатывании - ноль, или же отрицательный импульс. Охранное устройство включается при помощи тумблера, который необходимо разместить скрытно, с его помощью подается питание на устройство. После включения происходит задержка в течении 20 секунд, в это время устройство не реагирует на состояние датчиков. После этого оно переходит в
режим охраны.
Индикация включения отображается контрольным светодиодом, который должен быть расположен в любом видимом месте снаружи автомобиля. Светодиод постоянно мигает в любом из режимов работы. При воздействии на любой из датчиков происходит срабатывание сирены на 15 секунд. После этого охранное устройство возвращается в исходное состояние, но если воздействие на датчик продолжается, сигнализация будет работать до тех пор пока это воздействие не прекратится.
Отключение автосторожа происходит в несколько этапов. Сначала необходимо приложить брелок для ключей в который вмонтирован магнит, на геркон расположенный в автомобиле, но так чтобы этого не было видно. Тем самым схема перейдет в режим выдержки времени после включения питания, то есть устройство около 20 секунд не будет реагировать на изменения состояния датчика. Затем необходимо открыть дверь машины и отключить сигнализацию с помощью тумблера. Если в это время не успеть отключить сигнализацию, то она сработает как при воздействии на любой из датчиков.
Схема устройства показана на рисунке выше. В устройстве используется две микросхемы К561ЛЕ5, на одной из них собрана двухтональная сирена. Схема состоит из звукового мультивибратора D1.3 и D1.4, который вырабатывает тональный сигнал и инфразвукового на D1.1 и D1.2, который изменяет частоту звукового мультивибратора, таким образом изменяя тональность звука. ВЧ динамик B1 - излучает звук, он включен в эмиттерную цепь импульсного усилителя тока на транзисторе VT2.
Логическое устройство выполнено на микросхеме D2. Датчики (контактные) подключаются через диоды VD1-VD3, количество диодов может быть больше. Датчик должен замыкать катод диода на минус. VT1 - датчик включения зажигания сделаный на транзисторе, К1 - подключается после замка зажигания, при включении зажигания поступает напряжение и транзистор VT1 открывается.
Если схема находится в режиме охраны элементы D2.3 и D2.4 будут открыты, импульс пройдет через D2.3 и запустит одновибратор на элементах D2.1 и D2.2, который сформирует импульс длительностью около 15 секунд. Этот импульс инвертируется элементом D2.4 и поступит второй инвертор, выполненный на транзисторе VT4 (инверторов микросхем не хватило). Уровень на выводе 12 D1.4 сменится на нулевой и запустится сирена, которая будет звучать 15 секунд. Затем схема вернется в исходное охранное положение.
При включении питания начинается зарядка С2 через R5, на что уходит около 20 секунд, а пока С2 заряжается на выводах 13 и 9 микросхемы D2 держится напряжение единичного уровня и сторож не реагирует на датчики (закрыт D2.3) и не включает сирену (закрыт D2.4). При воздействии постоянного магнита на геркон SF1 происходит разрядка С2 через этот геркон и снова запускается выдержка времени.
Большинство деталей автосторожа смонтированы на одной малогабаритной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с односторонней фольгтровкой. Плата помещена в малогабаритный пластмассовый корпус с проушинами для крепления при помощи болтов. Все выводы сделаны таким образом : в корпусе сверлятся отверстия по диаметру немного меньше диаметра соединительных проводов вместе с изоляцией, так чтобы эти провода туго вставлялись в эти отверстия. Все выводы сделаны ввиде таких проводов, концы которых разделываются и подключаются к электропроводке машины скруткой.
Микросхемы К561ЛЕ5 можно заменить зарубежными аналогами, использовать аналоги серии К176 не желательно, поскольку эти микросхемы менее надежны. Динамик В1 - любая ВЧ динамическая головка, перед установкой на автомобиле нужно принять меры, чтобы на нее не попадала влага, проще всего это сделать поместив её в целофановый пакет. Геркон - типа ГК-1 или любой другой с замыкающими контактами. Светодиод тоже может быть любой, - видимого спектра, желательно красный (красные ярче).